О том, какой угрозой для общества и здоровья граждан являются наркотические вещества, где только не писалось и не говорилось. Полиция и Наркоконтроль постоянно изымают различные партии зелья, наркоторговцам грозят все более суровые наказания, однако уровень наркомании в Ульяновске не снижается. По данным Областной наркологической больницы, к 1 октября прошлого года на диспансерном учете с диагнозом «наркомания» стояли 979 человек, а к той же дате текущего года – уже 998. Выросло и число лиц, которые впервые замечены в злоупотреблении наркотическими веществами - с 64 до 83.
Нужны дальнейшие шаги
Конечно, нельзя говорить о том, что все меры оказались неэффективными. Например, удалось снизить в несколько раз число случаев употребления самого убийственного наркотика, дезоморфина, именуемого в наркоманской среде «крокодилом», от которого человек «сгорает» буквально за год, максимум – за два. Власти Ульяновской области одними из первых начали принимать меры для того, чтобы пресечь опасность распространения этого убийственного зелья. Сначала, в 2010 году, правительство региона выступило с обращением к владельцам аптечных сетей с предложением ввести рецептурный отпуск кодеиносодержащих препаратов. Осенью 2011 года было принято постановление, запрещающее на территории области продажу без рецепта лекарства с кодеином. И только после того, как с подобной инициативой выступило двадцать регионов России, аналогичный порядок был введен по всей России. Этот закон вступил в силу минувшим летом - с 1 июня. И запрет сразу показал, кто был основным потребителем кодеиносодержащих препаратов - продажи подобных обезболивающих упали в десятки раз.
Как утверждает Борис Песков, главный врач Ульяновской областной наркологической больницы, число наркоманов, употребляющих дезоморфин, снизилось в несколько раз. По данным УВД и Наркоконтроля, примерно та же «арифметика» коснулась и наркопритонов – такие, где варят «крокодил», практически исчезли. Впрочем, Борис Владимирович полагает, что принятых мер явно недостаточно. Во всяком случае, как ему признаются сами пациенты, приобрести в аптеке ингредиенты, необходимые для изготовления зелья, стало труднее, но иногда им это удается. Причина этого в том, что проводить проверки аптечных учреждений надзорные органы могут либо в соответствии с планом, либо по жалобам граждан. Так что теоретически продать таблетки «двойного назначения» и при этом не попасться, в принципе, возможно.
Судить по действию, а не по списку
Существует и еще одна беда, против которой пока нет «противоядия»: ежегодно в мире появляется до полусотни новых видов наркотических веществ, которые не входят в реестр запрещенных препаратов. Они продаются как курительные смеси, под видом солей для ванн и подкормки для растений. Если торговец предлагает препарат, имеющий явно наркотическое действие, но не внесенный в список запрещенных, его, к сожалению, невозможно привлечь к ответственности. Процедура внесения дополнений в закон занимает слишком много времени - месяцы, а порой и годы.
Раньше, по словам Бориса Пескова, в терминологии медицинского освидетельствования была формулировка – «опьянение неустановленным одурманивающим веществом». А теперь, когда она перестала применяться, бывают даже такие случаи, когда задержанный водитель с явными признаками того, что он «под кайфом», проходит «чистым» медицинское освидетельствование.
Государственный антинаркотический комитет и Министерство здравоохранения РФ уже обратились в Государственную Думу с предложением об упрощении процедуры включения препаратов наркотического действия в списки запрещенных. Кроме этого, планируется изменение порядка медицинского освидетельствования лиц, управляющих автотранспортом. Тестирование на наркотики станет обязательным уже при получении водительского удостоверения. Причем будет восстановлена формулировка «опьянение неустановленным одурманивающим веществом». Так что и лица, задержанные за рулем «под кайфом», будут ставиться на профилактический учет и в течение года находиться под наблюдением врача-нарколога.