Примерное время чтения: 11 минут
144

Общаться с музыкой, делать открытия. Лилиана Черновалова о деле своей жизни

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 16. АиФ - Ульяновск 16 16/04/2025
Эльмира Романова-Графова / Предоставлено героем публикации

Обворожительная, утончённая дива Лилиана Черновалова 26 апреля отметит 25-летие деятельности на сцене областной филармонии. За её спиной куча интересных проектов, особо помнится «Гений места»: симбирские жемчужины – песни, которые родились в Симбирске–Ульяновске, или их написали местные поэты и композиторы. Говорим о проектах, музыке, стихах и планах на будущее.

Досье
Лилиана Черновалова. Родилась 1 апреля 1977 г. в Арзамасе Горьковской области. Окончила Ульяновское музыкальное училище им. Г.И. Шадриной по классу теории музыки (1996г.), Ульяновский государственный университет, Факультет Культуры и искусства, отделение «Искусство музыкальное», специальность «Музыковедение» (2003г.).С 2000 г. – лектор-музыковед Ульяновской филармонии. Член РАО как автор песен на стихи ульяновских поэтов. Автор двух книг: мистерия-траги-фарс «Мания Величия», сатирическая трилогия «Феномен»; и множества опубликованных стихов.

Лика и Лилиана

Вера Матвеева, ul.aif.ru:  Лилиана, обнаружила в апрельской афише ваш творческий вечер и удивилась: 25 лет на сцене? Это серьёзно? Что для вас значит эта дата?

Лилиана Черновалова: Во-первых, благодарю за комплименты! Действительно, 25 лет пролетели незаметно, как один миг – я словно вчера пришла работать в филармонию. Но это были очень плодотворные годы, насыщенные яркими творческими событиями, годы моего становления и развития в профессии, обретения опыта, уверенности, профессионализма. За эти годы я овладела многими формами филармонической работы и поняла, что не ошиблась в выборе профессии: деятельность лектора-музыковеда многогранна и позволяет реализовать все мои способности.

Фото: ОГАУК "Ленинский мемориал"

– Всегда, видя вас в сценических образах или концертном платье, понимаю, что ваше имя специально для вас подобрано. Кто автор? И как вас зовут домашние и друзья?

– Автор имени – моя мама! (Мама Лилианы – Нина, творческий человек, известная художница. – Ред.) Сначала она захотела назвать меня Ликой, это имя она встретила в биографии Антона Павловича Чехова – так в семье писателя ласково называли его подругу и музу, актрису Лидию Мизинову, которая стала прототипом Нины в пьесе «Чайка». Но называть меня Лидией маме не хотелось, и она искала другое подходящее к Лике имя. И нашлось имя Лилиана! Так звали девушку-болгарку, которая училась в институте на одном курсе с мамой. Но в загсе сказали, что такого имени нет, и отказались регистрировать, но потом открыли большой толстый справочник и обнаружили, что так зовут и жену, и дочь Луиса Корвалана! Тут же записали. Потом оказалось, что Лилиана – это международное имя, очень популярное у славян, в Испании, в Грузии, а сейчас оно часто встречается и у татар… Интересный момент помню: мы с оркестром народных инструментов поехали на гастроли в Казань и по пути остановились у кафе, которое называлось «У Лилианы». Кстати, имя Лика тоже сейчас популярно, а когда я родилась, его никто не знал… Мечта мамы сбылась: у меня два имени: одно домашнее – Лика, а другое сценическое – Лилиана.   Кстати, В Венгрии краткий вариант имени Лилиана – Лилике, а в Хорватии есть регион, который называется Лика.

Нельзя изменять себе

– Что держит вас в филармонии, хотя меняются руководители, худруки и дирижёры? Что вас приковывает к сцене? Какой бы проект вы замыслили, будь на то ваша воля и наличие возможностей?

– Был момент, когда хотелось найти более денежную работу. Но сейчас понимаю, что это была слабость, и если бы не мама, которая предостерегла меня от этого шага, я совершила бы непоправимую ошибку. Работать на сцене филармонии, общаться с музыкой, делать большие и маленькие открытия, создавая авторские программы, и делиться ими с людьми, нести культурно-просветительскую миссию – мое призвание, предназначение, и я считаю, что отказываться от него ни при каких обстоятельствах нельзя – нельзя изменять себе. А Ульяновск я просто люблю, я живу здесь более тридцати лет, здесь мой дом, здесь Волга – что может быть прекраснее? И еще я люблю нашу филармонию, здесь замечательные традиции, которые мы, ее сотрудники, и в особенности музыковеды, должны сохранять, укреплять и развивать во благо процветания культуры нашего города и края, а значит, и России. Что касается новых проектов, то у меня есть несколько идей, аналогичных «Гению места» по формату, но иных по тематике. Но пока хочу продолжать тему краеведения: здесь еще много интересного!

- Вы много читаете со сцен стихов, понимаю, знаете много наизусть. Ваши любимые авторы, есть ли современники, которые вас питают и вдохновляют на новые творческие открытия.

- Один из любимейших поэтов – Игорь Северянин. Также с удовольствием читаю со сцены Есенина, Ахматову, Цветаеву, Федерико Гарсиа Лорку (была программа, где его стихи звучали на испанском языке), обожаю мелодичный стих Пушкина. Из писателей вдохновляют русские классики, в особенности Гончаров, Чехов, Куприн. Проект «Гений места: Симбирск-Ульяновск» открыл мне творчество писателей и поэтов-земляков – Степана Скитальца, Дмитрия Садовникова, очаровательную прозу Евгения Чирикова, а также поэзию современников-ульяновцев Светланы Матлиной, Николая Полотнянко.

Влюблённые в профессию

– В основном, мне кажется, вы выступаете с оркестром народных инструментов. Как вы относитесь к его теперешнему руководителю Артёму Белову, за что его цените?

– Да, оркестр народных инструментов – это основной коллектив, с которым я работаю. Его художественный руководитель и главный дирижёр Артём Валерьевич Белов – человек талантливый, многогранный, целеустремлённый, творческий, влюблённый в свою профессию. Мне нравится его подход к концерту как к целостному художественному произведению, как к спектаклю, где он выступает не только как дирижёр, но и как режиссёр программы. У него много интересных идей, программы впечатляют разнообразием направлений и стилей, привлекают новизной и духом эксперимента, они яркие и содержательные, и каждая ставит перед музыкантами непростые, но интересные задачи. Мне как музыковеду в этих программах также дана прекрасная возможность расти и развиваться.

Диалоги о музыке с Артёмом Беловым.
Диалоги о музыке с Артёмом Беловым. Фото: ОГАУК "Ленинский мемориал"

– Помните ли вы первых оркестрантов и дирижёров оркестра? Как бы вы продолжили фразу: «Если бы не заслуженный артист России Евгений Фёдоров…»?

– Что касается первых оркестрантов – да, помню всех, в первые годы работы в филармонии я вела детские программы оркестра, а с 2012 года стала постоянной ведущей коллектива. Работа с оркестром под управлением Евгения Александровича Фёдорова – это прекрасный, очень плодотворный период моей творческой деятельности. (Кстати, Евгений Фёдоров обещает быть на творческом вечере Лилианы. – Ред.). Я благодарна ему за то, что он открыл меня для оркестра как ведущую. А фразу я бы продолжила так: если бы не он, в Ульяновске бы не было оркестра народных инструментов, который сегодня – достояние нашей культуры и один из лучших коллективов России, гордость нашего города.

С Ульяновским государственным оркестром русских народных инструментов.
С Ульяновским государственным оркестром русских народных инструментов. Фото: ОГАУК "Ленинский мемориал"

Фольклор как подарок

– Лилиана, откуда у вас любовь к симбирскому фольклору, сказкам, песням? Где вы их находите и что они для вас значат?

– Я вообще очень люблю фольклор – и музыкальный, и поэтический. Это источник духовной силы, из которого можно бесконечно черпать. Я родилась в Арзамасе, а в Ульяновске живу с 1982 года, так что считаю себя волжанкой. Поэтому мне интересно все, что касается истории и культуры земли, на которой живу. Проект «Гений места: Симбирск-Ульяновск», который я веду с 2019 года, – это большой подарок и удача для меня, он открывает мне много интересного о Симбирске–Ульяновске. В процессе работы я познакомилась со многими именитыми земляками, с их непростыми судьбами, с удивительным творчеством поэтов и писателей. Для меня открытием стало творчество Дмитрия Садовникова, Дмитрия Ознобишина, Дмитрия Минаева, сказки Абрама Новопольцева, стихи и проза Степана Скитальца, судьбы наших выдающихся женщин – Екатерины Перси-Френч, Валентины Серовой. Одним из моих любимейших писателей стал Иван Гончаров, я под огромным впечатлением от книги Нины Дубовик «Все равно я буду человеком», которая по-новому открыла мне легендарного Александра Матросова… Наша история складывается из судеб наших знаменитых земляков, как из разноцветных камешков мозаики. В этом проекте она оживает и становится нам ближе. Нам есть чем гордиться, и это здорово. Что касается тем, то они как-то сами меня находят!

Гений места Симбирск-Ульяновск Программаа Десять симбирских жемчужин
Гений места Симбирск-Ульяновск. Программа Десять симбирских жемчужин Фото: ОГАУК "Ленинский мемориал"

– Вы будете удивлять на вашем творческом вечере песнями собственного сочинения? А как они рождаются?

– В программе прозвучат мои песни на стихи ульяновской поэтессы Светланы Матлиной. Им тоже исполняется 25 лет: они родились в 2000 году, когда Светлана Ивановна подарила мне свой сборник «Переполненное эхо», я открыла его, и пришло вдохновение: мне захотелось петь все стихи подряд, такие они мелодичные, певучие! И появился десяток-другой песен, которые я просто наиграла на пианино и напела на аудиокассету, чтобы не забыть. Над некоторыми сразу удалось поработать: это «Ива», «Я иду Москвой», «Князь Серебряный», «Осень с птичьими глазами». Я выступала с ними в своих сольных концертах в старой филармонии, а песню «Я иду Москвой» исполнили на Грушинском фестивале и записали на диск гитаристки трио «Светлица».  В 2023 году в программе проекта «Гений места: Симбирск-Ульяновск» «Манящая, загадочная Русь», посвящённой творчеству Светланы и Нисы Матлиных, несколько песен с той аудиокассеты прозвучали в исполнении ансамбля русских народных инструментов «Садко». Премьера получилась удачной, и у меня появилась мечта об исполнении некоторых песен с оркестром. Она осуществится на творческом вечере 26 апреля: песни прозвучат в аранжировках Артёма Белова, в исполнении Юлии Корсаковой и в моем исполнении.

Если он – Рафаэль?

– Какой вопрос вы чаще всего задаете себе и какой вопрос вы хотите, чтобы задали вам?

– В свое время мама познакомила меня с творчеством испанского певца Рафаэля – кумира всех женщин 70-х. Старшее поколение наверняка помнит фильм «Пусть говорят» с Рафаэлем в главной роли, где он исполняет все свои знаменитые хиты. В 70-е годы, когда певец был на гастролях в Москве и Ленинграде, поклонницы просматривали этот фильм по несколько десятков раз!  Не так давно для нас было большой радостью узнать, что и сегодня в возрасте 80 лет Рафаэль выступает с концертами и собирает огромные залы в испаноговорящих странах и США. Его можно назвать эталоном артиста и человека: мало кто может сегодня так долго находиться на пике успеха и славы и при этом достойно нести себя всю жизнь. Рафаэль написал книгу воспоминаний под названием «А завтра что?». Этот вопрос он задавал себе всю жизнь: сегодня – успех, а что будет завтра, если остановиться на достигнутом, перестать работать и развиваться? Я тоже задаю себе этот вопрос. Он стимулирует к развитию и в работе, и в жизни.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах