Примерное время чтения: 9 минут
607

Дирижёр Кирилл Ильин: Сама по себе хорошая музыка – уже повод её исполнить

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 26. АиФ - Ульяновск 26 28/06/2023

Кирилл Ильин, художественный руководитель и главный дирижёр Ульяновского государственного духового оркестра «Держава», за очень короткий срок снискал признание публики за неординарный подход и к выбору репертуара, и за личный артистизм. А ещё в недрах оркестра им создан биг-бенд… Зачем? Именно это яркий музыкант объяснил в первую очередь в нашем интервью.

Досье
Кирилл Ильин. Лауреат международных, всероссийских конкурсов, художественный руководитель и главный дирижёр Ульяновского государственного духового оркестра «Держава». Окончил магистратуру Тамбовского музыкально-педагогического института им. С. В. Рахманинова по классу кларнета и Казанскую государственную консерваторию им. Н. Г. Жиганова по специальности «оперно-симфоническое дирижирование» (класс профессора, заслуженного деятеля искусств Российской Федерации С. В. Ферулёва). Духовым оркестром «Держава» руководит с 2020 года.

Джаз в Ульяновске был, есть и должен быть всегда

С. Юрьев, ul.aif.ru: Кирилл Николаевич, у вас есть целый духовой оркестр. Зачем ещё и биг-бенд понадобился?

К. Ильин: В большей степени мы с оркестром делаем программы, в основе которых лежит музыка различных современных композиторов. По моему мнению, любой руководитель оркестра должен знакомить публику с новым репертуаром. На мой взгляд, музыки в исполнении биг-бенда в Ульяновске не хватает. Вообще-то я классический музыкант, кларнетист и дирижёр. Моя специальность – дирижёр оперно-симфонического оркестра. Но джаз я слушаю всю жизнь. Я изначально хотел играть на саксофоне – джазовом инструменте. Так что мысль создать биг-бенд, где я сам мог бы солировать на кларнете, для меня была совершенно естественна. За три года, что я работаю здесь, мне лишь однажды довелось оказаться в качестве зрителя на джазовом концерте в исполнении биг-бенда.

Так кому больше нужна ваша музыка? Вам? Музыкантам, солистам?

– Любой дирижёр – в первую очередь музыкант, который формирует культурное пространство в том регионе, где он работает. А значит, нет причин не играть ту музыку, которой не хватает, но потребность в которой есть. И пока создаётся впечатление, что всё у нас получается очень хорошо, и на всех концертах нашего биг-бенда – аншлаги. Это не просто хорошая музыка, но ещё и театрализованные номера – мы поём, хлопаем, используем необычные инструменты. Наша саксофонистка Юлия Малькова в этом сезоне блистательно проявила себя и как замечательная джазовая вокалистка, которая развивается с каждым концертом. Ещё есть Ванесса Куранова, которая прекрасно исполняет и джаз, и рок, и популярные эстрадные песни… Так что это ещё и способ открывать в наших музыкантах новые таланты, способствовать их развитию. Вот для этого и нужен биг-бенд.

Почему вы всё-таки в своём творчестве делаете ставку на джаз?

– Думаю, что за те два года, что наш биг-бенд существует, мы показали себя очень ярко... В этом сезоне у нас был концерт в ДК «Руслан», в котором я выступал в качестве солиста-кларнетиста. После концерта ко мне подошла женщина и сказала, что любит джазовую музыку, но кларнет в этом жанре открыла для себя только после нашего выступления. И поскольку есть такие отзывы, то уже ради этого стоит продолжать заниматься развитием джаза.

А музыкантов из «Академик Бэнд» вы к своим концертам привлекаете?

– Да, конечно. С нами выступал и, я надеюсь, будет выступать Алексей Кулик, замечательный саксофонист, кларнетист и вокалист. В прошлом году мы выезжали на фестиваль духовых оркестров в Самару, где Алексей блистательно показал все грани своего таланта. Я вообще за то, чтобы уходить от каких-то стандартных подходов. Недавно у нас был концерт, посвящённый 80-летию Тото Кутуньо, где Максим Балакшин, ещё один солист и руководитель джаз-ансамбля «Академик Бэнд», исполнял песни Адриано Челентано и Тото Кутуньо. Мы могли бы пригласить какого-нибудь солиста из другого города, но, пообщавшись с Максимом, я понял, что его высокий профессиональный уровень поможет воплотить все наши идеи за минимальное количество репетиций. Так и случилось, концерт прошёл просто блистательно.

На концерте с Максимом Балакшиным.
На концерте с Максимом Балакшиным. Фото: Предоставлено героем публикации/ Кирилл ИЛЬИН

Никому не мешаем, ни за кем не повторяем

А не возникает ли конкуренции между ульяновскими оркестрами?

– Мы занимаем свою нишу – и с духовым оркестром, и биг-бендом. Мы никому не мешаем, ни за кем не повторяем. У нас свой достаточно разнообразный репертуар. Только в этом сезоне мы с оркестром исполнили ряд сочинений, которые впервые прозвучали не только в Ульяновске, но и в России.

Фото: Предоставлено героем публикации/ Кирилл ИЛЬИН

Понятие «русский рок» у всех на слуху, а вот такого понятия, как «русский джаз», кажется, не существует вообще. Что вы по этому поводу думаете?

– Джаз зародился не в России, но очень многие известные музыканты развивают его в нашей стране, проводят джазовые фестивали и конкурсы. Нам посчастливилось сотрудничать с яркими представителями джазовой культуры. Это народный артист России Даниил Крамер и мультиинструменталист, композитор и аранжировщик Аркадий Шилклопер.

Джаз – это, как правило, импровизация. А с оркестром приходится импровизировать?

– Я ничего не делаю по заранее продуманному плану. Выходя на сцену, никогда точно не знаю, что именно будет происходить… Можно всё отрепетировать, всё продумать, расписать в сценарии каждую секунду, но сцена – это такое место, где никогда не получается именно то, что заранее планируешь. Мне кажется, что в этом и заключается импровизация. Очень часто пересматриваю записи с наших концертов, чтобы ещё раз почувствовать ту тёплую и непринуждённую атмосферу, которая возникает на сцене.

На репетиции оркестра.
На репетиции оркестра. Фото: Предоставлено героем публикации/ Кирилл ИЛЬИН

Но работа в оркестре всё-таки, наверное, требует какого-то «консенсуса» среди музыкантов…

– Естественно. Лично я против дирижёрской диктатуры, но есть вещи, которые я решаю сам, ни с кем не советуясь. Дирижёр всё-таки должен транслировать собственное ощущение той или иной музыки. Возможно, иногда это бывает не вполне правильное ощущение, но понять это можно только после концерта. Но считаю, что надо пробовать что-то сделать даже с риском ошибиться. В любом случае приобретаешь некий опыт, который позволит двигаться дальше. И сам развиваешься, и коллектив получает импульс к развитию.

Манера удивлять

А из чего рождаются идеи, замыслы, экспромты? Они же не возникают на пустом месте…

– Естественно. Взять, например, музыкально-литературную программу «Божественная комедия» по Данте… Мне приснился сон, что я заблудился в лесу. И, хотя я не верю в толкования снов, решил посмотреть в интернете, что бы это значило… И наткнулся на «Божественную комедию» Данте. Понял, что всё это неспроста. Заглянул в свою нотную библиотеку, и оказалось, что у меня есть партитура симфонии Роберта Смита «Божественная комедия». И это навело меня на мысль сделать такую музыкально-литературную программу. Также у нас была новогодняя сказка «Сафари», в основе которой музыка испанского композитора Феррера Феррана, который, без преувеличения, стал другом нашего оркестра. На будущий сезон мы планируем сделать целый абонемент сказок: «Кот в сапогах», «Алладин», «Маугли», возможно, возобновим сказку «Холодное сердце»…

Фото: Предоставлено героем публикации/ Кирилл ИЛЬИН

Чем планируете удивить публику в следующем сезоне?

– Следующий сезон мы откроем концертом с уникальной исполнительницей на терменвоксе – Олесей Ростовской. Олеся Ростовская не только в совершенстве владеет терменвоксом, но и является композитором, с которой, я надеюсь, мы будем тесно сотрудничать. В новом сезоне мы будем продолжать удивлять ульяновскую публику нестандартными программами и ярким звучанием оркестра. Уверен, что каждый концерт Ульяновского государственного духового оркестра «Держава» станет запоминающимся событием в жизни города.

О концерте, посвящённом 80-летию Тото Кутуньо
Кирилл действительно просто потряс зрителей своей искрящейся радостью. Кстати, несмотря на очень холодный (совсем не июньский) ветер, все артисты были в лёгких концертных костюмах, в том числе и дирижёр. Он постоянно обращался к зрителям, поначалу просто заставляя их подпевать, дирижируя не только оркестром, но и залом. Оркестранты проделывали такие невероятные штуки: они то сопровождали голосом инструментальную мелодию, то музыкально подхлопывали певцам. В общем, было весело, и зрители в конце концов поддались этому настроению, аплодировали, подпевали, подтанцовывали от души. Ильин в конце вечера раздавал зрителям цветы: розы, ромашки, хризантемы, и сам исполнил соло на кларнете, аккомпанируя Максиму Балакшину, пожалуй, лучшему исполнителю песен Тото Кутуньо на этом замечательном концерте. Ольга Казанцева, Ульяновск

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах