Кирилл Ильин, художественный руководитель и главный дирижёр Ульяновского государственного духового оркестра «Держава», за очень короткий срок снискал признание публики за неординарный подход и к выбору репертуара, и за личный артистизм. А ещё в недрах оркестра им создан биг-бенд… Зачем? Именно это яркий музыкант объяснил в первую очередь в нашем интервью.
Джаз в Ульяновске был, есть и должен быть всегда
С. Юрьев, ul.aif.ru: Кирилл Николаевич, у вас есть целый духовой оркестр. Зачем ещё и биг-бенд понадобился?
К. Ильин: В большей степени мы с оркестром делаем программы, в основе которых лежит музыка различных современных композиторов. По моему мнению, любой руководитель оркестра должен знакомить публику с новым репертуаром. На мой взгляд, музыки в исполнении биг-бенда в Ульяновске не хватает. Вообще-то я классический музыкант, кларнетист и дирижёр. Моя специальность – дирижёр оперно-симфонического оркестра. Но джаз я слушаю всю жизнь. Я изначально хотел играть на саксофоне – джазовом инструменте. Так что мысль создать биг-бенд, где я сам мог бы солировать на кларнете, для меня была совершенно естественна. За три года, что я работаю здесь, мне лишь однажды довелось оказаться в качестве зрителя на джазовом концерте в исполнении биг-бенда.
– Так кому больше нужна ваша музыка? Вам? Музыкантам, солистам?
– Любой дирижёр – в первую очередь музыкант, который формирует культурное пространство в том регионе, где он работает. А значит, нет причин не играть ту музыку, которой не хватает, но потребность в которой есть. И пока создаётся впечатление, что всё у нас получается очень хорошо, и на всех концертах нашего биг-бенда – аншлаги. Это не просто хорошая музыка, но ещё и театрализованные номера – мы поём, хлопаем, используем необычные инструменты. Наша саксофонистка Юлия Малькова в этом сезоне блистательно проявила себя и как замечательная джазовая вокалистка, которая развивается с каждым концертом. Ещё есть Ванесса Куранова, которая прекрасно исполняет и джаз, и рок, и популярные эстрадные песни… Так что это ещё и способ открывать в наших музыкантах новые таланты, способствовать их развитию. Вот для этого и нужен биг-бенд.
– Почему вы всё-таки в своём творчестве делаете ставку на джаз?
– Думаю, что за те два года, что наш биг-бенд существует, мы показали себя очень ярко... В этом сезоне у нас был концерт в ДК «Руслан», в котором я выступал в качестве солиста-кларнетиста. После концерта ко мне подошла женщина и сказала, что любит джазовую музыку, но кларнет в этом жанре открыла для себя только после нашего выступления. И поскольку есть такие отзывы, то уже ради этого стоит продолжать заниматься развитием джаза.
– А музыкантов из «Академик Бэнд» вы к своим концертам привлекаете?
– Да, конечно. С нами выступал и, я надеюсь, будет выступать Алексей Кулик, замечательный саксофонист, кларнетист и вокалист. В прошлом году мы выезжали на фестиваль духовых оркестров в Самару, где Алексей блистательно показал все грани своего таланта. Я вообще за то, чтобы уходить от каких-то стандартных подходов. Недавно у нас был концерт, посвящённый 80-летию Тото Кутуньо, где Максим Балакшин, ещё один солист и руководитель джаз-ансамбля «Академик Бэнд», исполнял песни Адриано Челентано и Тото Кутуньо. Мы могли бы пригласить какого-нибудь солиста из другого города, но, пообщавшись с Максимом, я понял, что его высокий профессиональный уровень поможет воплотить все наши идеи за минимальное количество репетиций. Так и случилось, концерт прошёл просто блистательно.
Никому не мешаем, ни за кем не повторяем
– А не возникает ли конкуренции между ульяновскими оркестрами?
– Мы занимаем свою нишу – и с духовым оркестром, и биг-бендом. Мы никому не мешаем, ни за кем не повторяем. У нас свой достаточно разнообразный репертуар. Только в этом сезоне мы с оркестром исполнили ряд сочинений, которые впервые прозвучали не только в Ульяновске, но и в России.
– Понятие «русский рок» у всех на слуху, а вот такого понятия, как «русский джаз», кажется, не существует вообще. Что вы по этому поводу думаете?
– Джаз зародился не в России, но очень многие известные музыканты развивают его в нашей стране, проводят джазовые фестивали и конкурсы. Нам посчастливилось сотрудничать с яркими представителями джазовой культуры. Это народный артист России Даниил Крамер и мультиинструменталист, композитор и аранжировщик Аркадий Шилклопер.
– Джаз – это, как правило, импровизация. А с оркестром приходится импровизировать?
– Я ничего не делаю по заранее продуманному плану. Выходя на сцену, никогда точно не знаю, что именно будет происходить… Можно всё отрепетировать, всё продумать, расписать в сценарии каждую секунду, но сцена – это такое место, где никогда не получается именно то, что заранее планируешь. Мне кажется, что в этом и заключается импровизация. Очень часто пересматриваю записи с наших концертов, чтобы ещё раз почувствовать ту тёплую и непринуждённую атмосферу, которая возникает на сцене.
– Но работа в оркестре всё-таки, наверное, требует какого-то «консенсуса» среди музыкантов…
– Естественно. Лично я против дирижёрской диктатуры, но есть вещи, которые я решаю сам, ни с кем не советуясь. Дирижёр всё-таки должен транслировать собственное ощущение той или иной музыки. Возможно, иногда это бывает не вполне правильное ощущение, но понять это можно только после концерта. Но считаю, что надо пробовать что-то сделать даже с риском ошибиться. В любом случае приобретаешь некий опыт, который позволит двигаться дальше. И сам развиваешься, и коллектив получает импульс к развитию.
Манера удивлять
– А из чего рождаются идеи, замыслы, экспромты? Они же не возникают на пустом месте…
– Естественно. Взять, например, музыкально-литературную программу «Божественная комедия» по Данте… Мне приснился сон, что я заблудился в лесу. И, хотя я не верю в толкования снов, решил посмотреть в интернете, что бы это значило… И наткнулся на «Божественную комедию» Данте. Понял, что всё это неспроста. Заглянул в свою нотную библиотеку, и оказалось, что у меня есть партитура симфонии Роберта Смита «Божественная комедия». И это навело меня на мысль сделать такую музыкально-литературную программу. Также у нас была новогодняя сказка «Сафари», в основе которой музыка испанского композитора Феррера Феррана, который, без преувеличения, стал другом нашего оркестра. На будущий сезон мы планируем сделать целый абонемент сказок: «Кот в сапогах», «Алладин», «Маугли», возможно, возобновим сказку «Холодное сердце»…
– Чем планируете удивить публику в следующем сезоне?
– Следующий сезон мы откроем концертом с уникальной исполнительницей на терменвоксе – Олесей Ростовской. Олеся Ростовская не только в совершенстве владеет терменвоксом, но и является композитором, с которой, я надеюсь, мы будем тесно сотрудничать. В новом сезоне мы будем продолжать удивлять ульяновскую публику нестандартными программами и ярким звучанием оркестра. Уверен, что каждый концерт Ульяновского государственного духового оркестра «Держава» станет запоминающимся событием в жизни города.