Прошло чуть больше года, как Эдуард Дядюра стал главным дирижёром Ульяновского академического симфонического оркестра. За это время, по словам нашего гостя, между ним и коллективом музыкантов сложилась атмосфера полного взаимопонимания, а сам Эдуард Александрович утвердился в стремлении связать с нашим городом свои творческие планы на далеко идущую перспективу.
Оркестр должен знать любой житель
С. Юрьев, ul.aif.ru: Эдуард Александрович, в последние годы главными дирижёрами нашего замечательного оркестра успели побывать многие признанные мастера волшебной дирижёрской палочки. Каждый из них был по-своему интересен. Лично для вас что послужило мотивом возглавить оркестр и насколько далеко простираются ваши творческие планы?
Э. Дядюра: Мотивом послужило приглашение от губернатора Алексея Юрьевича Русских, который предложил не только возглавить коллектив, но и постараться добиться того, чтобы Ульяновский государственный академический симфонический оркестр «Губернаторский» знал каждый житель региона. Причём не только знал, но посещал наши концерты. Но и, конечно, вывести оркестр на уровень лучших симфонических коллективов страны. Что касается планов, то они грандиозные и долгие. Как известно, в Ленинском мемориале произошла смена руководства, и обязанности директора сейчас исполняет Владимир Афанасьевич Мельниченко, с которым мы совместно много и продуктивно работаем. Оркестр даёт много концертов с привлечением многих интересных солистов. Так что движемся семимильными шагами к достижению поставленных целей.
– Вы работали со многими оркестрами и другими музыкальными коллективами, в основном со столичными. Каким вам представляется уровень нашего оркестра на их фоне? Вы, наверное, знали, на что идёте?..
– В целом оркестр находится на очень высоком уровне, но проблемы, конечно, есть. Есть нехватка музыкантов, поскольку в Ульяновске нет своей консерватории, и местные кадры воспитывать негде. Да, есть музыкальное училище, есть кафедра музыкально-инструментального искусства, дирижирования и музыкознания на факультете культуры и искусства УлГУ. Но, к сожалению, там нет ряда специальностей, которые нам жизненно необходимы. Кроме этого, в Ульяновской области далеко не самые высокие зарплаты, и потому непросто привлекать музыкантов из других регионов. И тем не менее оркестр находится в хорошей форме, есть просто великолепные музыканты, профессионалы высочайшего уровня.
– А инструментов хватает?
– Арфы, например, можно сказать, что и нет. Есть, но старенькая. Нужен фагот. Контрфагота, который звучит на октаву ниже обычного фагота, вообще нет. Это инструменты безумно дорогие – от пяти миллионов рублей. На встрече с оркестром губернатор обнадёжил, сообщил, что приобретём и арфу, и фагот…
Путь к классике
– Насколько я знаю, вам приходилось работать не только с исполнителями классической музыки, но и со звёздами эстрады. Намерены вы продолжить эту традицию?
– Мы и сейчас играем много эстрадной музыки, киномузыки… Сейчас очень популярна и востребована программа «Рок-хиты», которая трижды с большим успехом была исполнена в Ульяновске и Казани. В планах – участие нашего оркестра в концертах звёзд российской эстрады в Ульяновске. Это необходимо в том числе и с экономической точки зрения. Поскольку на эстрадную музыку публика идёт несколько охотнее, чем на классическую, это ещё и способ популяризировать наш оркестр. Публика, которая ходит на Киркорова, Баскова или Лепса – редкий гость на концертах классической музыки. Склонен думать, что, послушав Баскова под оркестр, кто-то однажды решит прийти и на Бетховена.
– Но далеко не всё, что исполняют звёзды, находится на высоком художественном уровне. Участие симфонического оркестра как-то влияет на выбор их репертуара?
– Абсолютно никак не влияет. Оркестр для многих из них – лишь «модный аксессуар». Считается, что это круто – когда за спиной стоит не пять музыкантов, ритм-группа, а целый симфонический оркестр, да ещё и хор… Это атрибут состоятельности артиста. Это престижно… Так что это на их репертуар не влияет. Зато влияет на репертуар оркестра.
Удивим оперой!
– Тогда расскажите, чем вы ещё намерены удивить публику в новом концертном сезоне…
– Оперой! В декабре у нас запланировано концертное исполнение оперы «Травиата» Джузеппе Верди. Приедут хор и солисты Чувашского государственного театра оперы и балета. В апреле прозвучит гениальное произведение Верди – «Реквием», одна из вершин в мировой музыкальной литературе, которое у нас очень давно не исполнялось. Это произойдёт на закрытии фестиваля «Мир, Эпоха, Имена…». Исполнит его в сопровождении нашего оркестра Государственная академическая хоровая капелла России имени Александра Юрлова – один из лучших хоров нашей страны. В начале своей творческой карьеры я когда-то был главным хормейстером этого коллектива. Классической музыки будет много. Также оркестр порадует публику музыкой кино – российского, американского, французского. Продолжим и проект «Рок-хиты» – уже скоро, в ноябре, в ДК «Губернаторский». И традиционный новогодний концерт 31 декабря – с программой «Новый год с оркестром». На старый Новый год будет звучать музыка легендарного Иоганна Штрауса…
– А гастрольные поездки планируются?
– Да. В Казань, Чебоксары, Минск, Саранск… К сожалению, Европа для оркестров из России закрыта.
– Но сейчас так много говорится о росте влияния стран БРИКС. Например, в Бразилию или Китай не планируете посетить?
– Сейчас в Москву-то вывезти оркестр на гастроли стоит миллион рублей, если считать дорогу и проживание. В принципе, сейчас для нас открыты Азия и страны СНГ. Развивать гастрольную деятельность в любом случае будем. Китай только начинает открывать границы после ковида. Переговоры уже ведутся.
– Кстати, публика интересуется, когда, наконец, откроется площадка Ленинского мемориала. Вы не в курсе?
– Разговоры пока идут о завершении работ в 2025 году. Думаю – это в лучшем случае. Ранее завершение ремонта намечалось на декабрь этого года, но с учётом экономической ситуации в стране сроки несколько сдвинулись.
– И введение в строй органа тоже откладывается?
– Там продолжаются строительные работы, не готова вентиляция. Так что какое-то время придётся подождать. Сроков пока никто не называет.
Не только дирижёр, но и композитор
– А у вас лично есть какие-то музыкальные пристрастия?
– Музыка вообще многогранна. Для меня на первом месте всегда был классический репертуар. Но я работаю ещё и как композитор. Пишу музыку для эстрады. Мои произведения исполняли Николай Басков и хор Турецкого. А в основном я пишу песни для своей дочери Виолетты, которая прекрасно их исполняет. Кстати, 8 марта в ДК «Губернаторский» запланирован концерт «Ода любви». Приедет моя дочь и солист Москонцерта Сергей Борзов. И мы вместе с нашим оркестром и хором УлГУ исполним мою авторскую музыку.
– То есть ваша музыка войдёт в постоянный репертуар оркестра?
– Я очень счастлив, что несколько произведений уже вошли в репертуар нашего оркестра: «Ода Ульяновской области», «Моя Россия», «Россия, вперёд!», которую мы исполняем на всех государственных праздниках. Повторю – мир музыки для меня многогранен. Я люблю и классическую, и эстрадную, и рок-музыку.
– А музыка – это единственное, чем вы увлекаетесь?
– Нет. Я ещё играю и в футбол, и в волейбол, посещаю тренажёрный зал.
– Значит, команда симфонического оркестра однажды может встретиться с командой оркестра народных инструментов на футбольном поле?
– Сейчас я играю в команде правительства области. Бывший тренер футбольного клуба «Волга» Ринат Аитов пригласил меня в команду ветеранов «Волги»… Но и ваша мысль мне кажется интересной, спасибо за идею. Подумаю, как организовать турнир между коллективами филармонии. Спорт сплачивает любой коллектив, так что о создании музыкальных футбольных команд стоит подумать.
– А насколько физическая форма важна для музыканта?
– Очень важна. Тащить на себе лавину звука, исходящую от оркестра, – это само по себе серьёзная нагрузка. Два часа колоссальной отдачи энергии требует немалых физических сил.
– Как стиль работы дирижёра влияет на звучание оркестра?
– Дирижёр вместе с музыкантами рождает музыку. Конечно, есть дирижёры, которые выезжают на мастерстве оркестра, а есть те, которые ведут музыкантов за собой. Оркестр может играть и без дирижёра, но именно дирижёр должен выводить качество звучания оркестра на новый уровень, создавать неповторимую атмосферу, которая завораживает публику. На концерте музыку создают оркестранты и дирижёрская палочка. Дирижёр – художник, музыканты – краски.
– Судя по тому, какую высокую оценку вы даёте оркестру, вы ни с кем из музыкантов не собираетесь расставаться?
– Слава богу, нет! Я ценю всех музыкантов симфонического оркестра и дорожу каждым из них. У нас сложилась очень хорошая, душевная, творческая атмосфера. Полное взаимопонимание. Люди настолько прекрасны, что за год и три месяца работы у меня ни с кем из них не было ни одного конфликта.
– Кроме музыкантов, есть и руководство…
– И с руководством министерства искусства и культурной политики, Ленинского мемориала у меня сложились замечательные деловые и творческие отношения. Иногда, конечно, приходится включать дипломатию для решения отдельных вопросов, но это неотъемлемая часть моей профессии и должности.