Примерное время чтения: 8 минут
580

Дирижёр Андрей Данилов: «Музыка и её красота спасут мир. Я в это верю»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 39. АиФ - Ульяновск 39 28/09/2022

В конце августа состоялся первый концерт Ульяновского симфонического оркестра «Маэстро приглашает», где за дирижёрским пультом стоял новый художественный руководитель коллектива Андрей Данилов. Итак, знакомство маэстро с оркестром и публикой состоялось. Что будет дальше, что ждёт оркестр, какими будут основные направления его развития, какие связи новый худрук будет задействовать в новых взаимоотношениях?  Именно об этом маэстро поведал читателям ul.aif.ru.

Досье
Андрей Данилов. Родился в 1977 году в Ленинграде. Окончил Санкт-Петербургскую консерваторию имени Римского-Корсакова. В 2000-2002 годах проходил стажировку в Королевском северном колледже музыки в Манчестере. С 2000 года сотрудничает со многими российскими оркестрами, среди которых оркестр Санкт-Петербургской академической филармонии имени Дмитрия Шостаковича, ГАСО России имени Евгения Светланова, Национальный филармонический оркестр России, Государственный симфонический оркестр «Новая Россия», Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением Павла Когана и др.

Перемены – не самоцель, но они неизбежны

С. Юрьев: Андрей Ефимович, как известно, каждая «новая метла» метёт по-своему. Какие перемены ждут наш оркестр с вашим приходом в качестве художественного руководителя?

А. Данилов: Ульяновский симфонический оркестр, конечно, сложившийся коллектив с давними традициями и славной историей. В составе – много музыкантов высочайшего класса, прекрасный сплав молодости и опыта в лице представителей разных поколений. Но любой дирижёр, а тем более, художественный руководитель - это самостоятельная творческая единица. И он неизбежно привносит какое-то новое видение, своё индивидуальное… Это касается и звучания оркестра, и репертуарной политики, и даже личностных отношений. И с моим приходом, конечно, в жизни оркестра что-то изменится. Любой оркестр, в том числе и самый великолепный, звучит по-разному у разных дирижёров. Механизмы взаимопонимания, совместного творчества оркестра и дирижёра – за пределами обычной логики. Возникновение особой «химии» во взаимоотношениях коллектива и руководителя залог успеха в данном случае.

- Но вы, насколько я знаю, не один будете царствовать у дирижёрского пульта. Ваш предшественник Фабио Мастранджело остаётся в качестве главного приглашённого дирижёра, наверняка в Ульяновске будут гастролировать и другие ваши коллеги. Не сложно ли оркестру будет приспосабливаться к разным дирижёром, если у каждого есть индивидуальный почерк?

- Нет, для любого профессионального оркестра высокого класса это не должно создавать проблем. Да, у каждого дирижёра своя дирижёрская техника, жесты, которыми он выражает своё ощущение музыки, но для оркестра это даже хорошо, это открывает новые возможности для развития, для повышения мастерства. Наоборот – плохо, когда оркестр привыкает к одному дирижёру. И я - за то, чтобы с оркестром работало как можно больше ярких и талантливых приглашённых дирижёров. И многие молодые представители российской дирижёрской школы выступят уже в этом концертном сезоне. Кроме этого, я близко знаком со многими выдающимися солистами, лауреатами конкурсов имени Чайковского и Рахманинова. В этом сезоне со мной выступят уже очень известные музыканты: пианист Филипп Копачевский, виолончелист Сергей Антонов, скрипач Гайк Казазян, но есть и молодые виртуозы, которые только начинают свой творческий путь, среди них Александр Ключко.

Фото: ОГАУК "Ленинский мемориал"

Что касается моих планов на развитие оркестра, то они связаны также с расширением репертуара. Считаю, что в репертуаре должны быть не только произведения композиторов XIX века, эпохи романтизма, но и авторов более ранних эпох, барокко и классицизма, а также широко представлена музыка XX и XXI веков.

Основной акцент – академический

- Наш симфонический оркестр и раньше не замыкался на классике. Случались и концерты популярной музыки в симфоническом исполнении. Как я понимаю, такая традиция найдёт поддержку с вашей стороны?

- Мы стараемся охватить вкусы самой разнообразной публики. Эстрадная и популярная музыка в симфоническом исполнении, безусловно, сохранится в репертуаре, но это не должно быть основным направлением работы академического оркестра. Конечно, будут концерты лёгкой музыки, будут концерты на стыке жанров, симфоджаз, и выступления драматических артистов-чтецов с музыкальным сопровождением. Это способ привлечь внимание широкой публики, людей самых разных возрастов. И всё-таки я считаю, что для развития оркестра основной акцент следует делать на настоящей академической музыке. Она должна оставаться базовой.

- В вашей творческой биографии было много работы с музыкальными театрами. Это как-то отразится на репертуарной политике?

- Действительно, последние лет семнадцать я очень плодотворно работал с крупнейшими оперными театрами страны. И я, конечно, хотел бы, чтобы опера больше звучала в городе, где, к сожалению, нет своего оперного театра. Уже в этом сезоне будет несколько концертов с участием вокалистов, будет целый абонемент, посвящённый оперной музыке, который так и называется – «Вечер в опере». Будет концертное исполнение «Алеко» — первой оперы Сергея Рахманинова. С Московским государственным академическим камерным хором под управлением Владимира Минина будет исполнена «Messa di Gloria» для тенора, баритона, хора и оркестра Джакомо Пуччини. В целом, программами нашего оркестра мне хотелось бы восполнить отсутствие в Ульяновске оперного театра. В планах – приглашения не только столичных оперных трупп, но и Самарского оперного театра, где я работал последние пять лет и с которым по сей день продолжаю сотрудничать.  И вообще, думаю, мой оперный опыт очень помогает мне, так как основа звучания любого оркестрового инструмента – это тоже своего рода пение…

Фото: ОГАУК "Ленинский мемориал"

- А нет ли у вас случайно мыслей о создании у нас своего оперного театра? А то драматических коллективов у нас несколько, а музыкального театра – ни одного.

- Думаю, что такую задачу ставить надо, но следует и понимать, что сделать это непросто. Это и здание, и набор труппы, всё это немалые финансовые вложения. Будем надеяться, что когда-нибудь это станет возможным. Конечно, такое событие стало бы ещё одним серьёзным шагом в развитии культуры региона.  Но, повторюсь, это решение непростое, требует глубокого и осмысленного подхода, пока этого не случилось, мы с оркестром готовы восполнить этот пробел в программах наших концертов.

Работать в России – внутренняя потребность

- В разное время вы сотрудничали с несколькими западноевропейскими оркестрами. В каком состоянии находится это сотрудничество сейчас? Особенно в свете текущих санкционных событий?

- Сохранить сотрудничество с зарубежными коллективами в прежнем объёме в наше время довольно трудно. Но в этом нет большой проблемы. Сосредоточиться на работе с Ульяновским оркестром и другими российскими коллективами – это не следствие каких-то там обстоятельств. Это моя внутренняя потребность. Здесь, в России, - огромный фронт работ, и есть прекрасная возможность осуществлять все творческие планы и замыслы. Слава Богу, в России я востребован – и не только в Ульяновске, но и в Самаре, в Санкт-Петербурге, в Москве и других городах.  Сейчас работаем над расширением географии гастрольных планов оркестра. В этом году – Казань, Тольятти, в будущем – Москва и Санкт-Петербург.  И российские оркестры нуждаются сейчас в действительно хороших руководителях-россиянах, которые готовы посвятить им большую часть своего времени и своих сил.

- Наверняка у вас много знакомых коллег из стран Западной Европы. Как-то изменилось отношение с их стороны лично к вам, к русской музыке, к русскому искусству?

- Отношения между музыкантами, несмотря на все обстоятельства, несмотря на границы, остаются доброжелательными. И я, и многие мои коллеги верят в то, что наступят времена, когда исчезнут препятствия, и российские творческие коллективы вновь будут свободно гастролировать за рубежом – и в Европе, и во всём мире. В среде музыкантов к русской музыке по-прежнему относятся с большим уважением и любовью, и они продолжают её исполнять, несмотря ни на что. Конечно, с точки зрения политики, времена сейчас трудные, но мне кажется, именно музыка, именно культурные связи между людьми во всём мире когда-нибудь помогут восстановить согласие, гармонию и мир во всём мире. Музыка и красота, которая заключена в ней, которая исходит от неё, спасёт мир. Я в это верю. Важнейшая в наше непростое время миссия музыкантов, дирижёров, оркестров – донести тот особый посыл, который несёт надежду, несёт свет, добро и любовь.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах