Примерное время чтения: 13 минут
378

Легко ли управлять «Державой»? Директор оркестра — о секретах профессии

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 18. АиФ - Ульяновск 18 01/05/2024

Свой двойной юбилей музыковед, управляющий директор Ульяновского государственного духового оркестра «Держава», Заслуженный работник культуры России Лариса Куфтина отметила 26 апреля на сцене Дворца творчества детей и молодежи. Её деятельность как концертмейстера-пианиста началась в 1980 году в областной филармонии. Сорок пять лет её жизнь неразрывно связана со сценой, выступлениями, гастролями и лучшими музыкантами, которые только есть в Ульяновской области.

Досье
Лариса КУФТИНА. Родилась 10 марта 1959 года в Будапеште. В Ульяновске живёт с 1964 года. С отличием окончила Ульяновское музыкальное училище (пианистка), Ульяновский государственный университет (культуролог). Музыковед, директор оркестра, ведущая, искусствовед, концертмейстер, пианистка. Заслуженный работник культуры России.

Говорим о музыке, публике, славе и признании, пенсии и живописи.

Признание - мерило трудов

В. Матвеева, ul.aif.ru: Лариса Викторовна, пять лет назад ваш юбилей проходил в Ленинском мемориале. В этом году - на сцене Дома творчества детей и молодежи. Вас не огорчает такая перемена? Это не потеря статуса?

Л. Куфтина: Я не считаю, что есть статусные или не статусные площадки. На всех площадках, будь то сельский Дом культуры, столичная площадка, концертный комплекс крупных городов – всегда работаем, выкладываясь полностью. Потому что люди ждут, любят, хотят слышать высоко профессиональное искусство. Публика у нас любимая ульяновская, которая нас ждёт и приходит на наши концерты.

- Вы 23 года директор оркестра. Трудно ли управлять «Державой»?

- Действительно, моя должность называется управляющий директор оркестра, но управляет оркестром художественный руководитель и главный дирижёр Кирилл Ильин. А директор организует проведение концертов, гастролей, участие в международных фестивалях и осуществляет реализацию крупных проектов. В зоне моей ответственности также обеспечение транспортом, гостиницей, пиар, оформление договоров.

- Как вы относитесь к славе, наградам, признанию?

- О славе можно говорить применительно к героям, достойным городам или учреждениям, например, «прославленный Большой театр». Популярность, известность, легендарность – на мой взгляд, более уместные определения по отношению к артисту, музыканту. А награда – это форма признания. И признание достоинств, трудов, стремлений нужно абсолютно всем и в любом возрасте, «от мала до велика». Мы приходим в этот мир, чтобы совершенствоваться. И признание – это мерило твоих трудов. Даже Сергей Рахманинов однажды сказал, что музыканту нужно три вещи: первое – это похвала, второе – это похвала и третье... – это похвала.

- Ваши первые воспоминания, связанные с музыкой, концертами?

- Мама отдала меня учиться музыке в пять лет - и всё, мне больше ничего не надо было! Мама ходила в школу и просила - оторвите ребенка от пианино! Она была учителем математики и мечтала, что я тоже стану математиком. Я очень любила этот предмет, с удовольствием решала сложнейшие задачи, побеждала на олимпиадах по математике, но музыка заполнила всю мою жизнь. Первые музыкальные впечатления…. Я училась в четвертой музыкальной школе, педагогом моим была Елена Леонидовна Киприянова. Эта молодая тогда девушка, прекрасная пианистка, постоянно водила нас, свой класс, на симфонические концерты. Детские впечатления - словно мы попали в сказку! Потом мы писали сочинения, я нашла одно у себя, это очень трогательно. Филармонические концерты, музыка - это мой воздух.

Фото: Предоставлено героем публикации

- 45 лет на одном месте! Что держит вас в команде областной филармонии, не скучно ли вам каждый день?

- Слово «скучно» не применимо к профессии музыканта, артиста и директора оркестра. Не было ни одной минуты за все 65 лет моей жизни, когда я могла бы сказать, что мне скучно. Моя жизнь настолько переполнена самыми разными событиями, это настолько густая жизнь, в ней не только музыка, но и много задач, вопросов, проблем, которые нужно ежедневно и ежечасно решать, чтобы оркестр нормально существовал. Я свою работу очень люблю и не могу без нее обходиться ни дня.

Мы одной крови и на одной волне

- Вас представляют как музыковеда, ведущую, искусствоведа, концертмейстера, пианистку и ведущую. А вы себя больше кем ощущаете?

- Я себя ощущаю директором оркестра и искусствоведом. Одна из моих специальностей - культуролог – это понятие значительно шире, чем музыковед, потому что мы рассматриваем музыку в контексте исторических эпох, событий, всех видов искусства, это невероятно интересно. И я испытываю приступ восторга, когда готовлю новую программу – у меня вся квартира завалена материалами, и я изучаю всю эпоху, смотрю, с кем общался композитор, при каких обстоятельствах было написано произведение и тому подобное. Не помню, кто сказал, что познание – это высшее наслаждение, но подписываюсь под этим утверждением.

- Любите ли вы своих друзей-музыкантов? С кем вы больше хотите работать и для кого составлять концертную программу?

- Разумеется, самые близкие мне люди – это музыканты: «мы одной крови», на одной волне, говорим на одном языке, понимаем друг друга с полу-взгляда. Работать я хочу абсолютно со всеми. Когда несколько лет назад я стала сотрудничать с «Академиками» («Академик-бенд) и погрузилась во вселенную джаза, открыла много интересного. Когда в «Державу» пришёл Кирилл Ильин, у нас тоже стало много джаза – это всегда захватывающие программы! А как звучит оркестр народных инструментов, как эта музыка близка русской душе! Когда выпадает возможность, я с большой радостью с ним работаю. С симфоническим оркестром сотрудничаю очень давно, и это тоже огромная радость.

«Кирилл» в центре «урагана»

- Ваш сегодняшний художественный руководитель «Державы» Кирилл Ильин не только дирижер, он кларнетист, создал биг-бенд, камерный квартет. Как вы с ним «спелись», простите за каламбур. Не устаете от его оригинальности, совместных выступлений практически со всеми музыкантами и коллективами? Это же вихрь.

- Кирилл – невероятно талантливый молодой человек, очень глубокий музыкант, обладающий огромными знаниями духового репертуара, что очень большая редкость. Он связывается с композиторами по всему миру, с молодыми музыкантами новой формации. Та неоклассика, которую они создают, – это и не эстрада, и не джаз, это очень мощная и симфоническая, и духовая музыка, насыщенная, с невероятными гармониями. Композиторы с удовольствием присылают Кириллу партитуры, и он адаптирует их для нашего оркестра. Композиторам важно, чтобы их музыка находила слушателей в самых разных странах мира.

Фото: Предоставлено героем публикации/ Сергей ЛОСКУТОВ

- Что скажете о его неповторимой энергетике?

- Очень важное качество, которым должен обладать дирижер, – это мощная энергетика. Даже блестяще образованный человек, прекрасный музыкант не сможет управлять оркестром, если он не будет «экстрасенсом». У Кирилла есть эта могучая энергия, благодаря которой оркестр развивается. За пультом, на концерте Кирилл - «человек-ураган», он даже нашёл произведение Отто Шварца «Кирилл» в центре урагана» («Кирилл» - это название самого мощного урагана в Европе), которое «Держава» исполнила.

- Трудно ли быть рядом с ураганом?

- Мы с Кириллом очень много спорим – и о программах, и о произведениях, о музыке. В нём есть важное качество – он всегда стоит на своем, его невозможно переубедить. Я очень ценю это мужское качество, но мне сложно, потому что мне всегда приходится уступать. Его взгляды на мир, на искусство, на любовь, на роль музыки в современном мире невероятно интересны. Он очень серьёзный, вдумчивый и авторитетный (несмотря на молодость) музыкант, у него -большое будущее, и я надеюсь, оно будет здесь, в Ульяновске. По партитуре состав концертного духового оркестра - это 50 человек. Оркестры именно такого состава работают в филармониях России. В нашем оркестре 30 человек, и это огромная проблема, постоянно приходится дополнительно искать музыкантов из других коллективов, чтобы исполнить всё, что Кирилл задумал, запланировал. Но мы живём надеждой.

Самоед или человек-праздник?

- Я знаю, вы человек-праздник, столько придумали концертных программ! Как приходит идея? Легко ли от задумки до воплощения.

- Я человек глубоко страдающий, сомневающийся, самоед. Но если я несу положительные эмоции людям, то очень этому рада. Для каждого праздника у нас есть специальные программы, это яркая, радостная музыка, но запоминаются и другие, которые рождены и выстраданы душой. Например, программа «К 80-летию Сталинградской битвы» с потрясающей музыкой А. Хачатуряна и душераздирающим историями непосредственных участников этого великого сражения, со стихами К Симонова, М. Агашиной. Или «Чайки над Ладогой» - к юбилею снятия блокады Ленинграда. Невозможно сдержать слёзы на сцене от этой музыки, от этих стихов! Или программа «Жанна Д’Арк на костре». Вот этим можно гордиться – тогда было затрачено много душевных сил. Все музыкальные произведения для программ находит Кирилл. Самое главное, что он принес в Ульяновск, – это музыка, которая здесь не звучала никогда. Например, он достал ноты симфонии для духового оркестра «Божественная комедия» Роберта Смита, и мне нужно было наполнить программу литературным материалом, и это была сложнейшая работа - выбрать из огромной поэмы Данте Алигьери материал на полтора часа, чтобы он органично соединился с гениальной музыкой Роберта Смита. Другие дорогие мне программы – «Музыка водных стихий», «Музыка семи континентов», «Пламенные струны», «Пушистая птица», «Бестиариум», «С тромбоном вокруг света»… Работа эта невероятно интересная, кропотливая, энергозатратная, но это – настоящий творческий восторг!

На гастролях в Казани.
На гастролях в Казани. Фото: Предоставлено героем публикации/ Сергей ЛОСКУТОВ

- Не жалко расставаться с такими программами?

- Жалко до смерти! Это все должно звучать! Я предлагаю их во все города и веси, «Музыку водных стихий» мы свозили в Чебоксары. Но в наших районах хотят что-то попроще, подоступнее – песни, танцы… Но эти новые программы у нас теперь «в кармане», в репертуаре, и если возникнет интерес, то готовы их сыграть.

- Как обычно проходят гастроли? Есть что вспомнить ?

- В прошлом году мы ездили в Тамбов, Казань, Сызрань, Самару и Чебоксары. Гастроли – это испытание для директора оркестра. Организовываю я их сама, продумываю каждую мелочь, перепроверяю по сто раз, однако никогда не обходится без накладок и проблем. Но новый город, встреча с новой публикой – это всегда радость и восторг, и музыканты с огромным вдохновением и энтузиазмом выступают на гастролях.

«100 часов счастья»

- Что для вас любовь, счастье? Почему ваша юбилейная программа называется «100 часов счастья»?

- Любовь – это молния! Божья гроза! Запредельный взрыв энергий мужчины и женщины! Ты чувствуешь человека, даже находясь за сотни километров от него, и живёшь под напряжением в тысячу вольт! Счастье, радость, музыка – для меня это идентичные понятия, это всё моя работа! «100 часов счастья» - это название моего любимого стихотворения, которое написала Вероника Тушнова. Я всегда поражаюсь, когда встречаюсь с гениальными стихами и музыкой, - как же это все человек мог написать?!

- От чего спасает музыка, на что вдохновляет?

- Музыка спасает в трудную минуту, она исцеляет, дает нам жизнь, благодаря ей мы обретаем смысл. Музыка – это не вопрос, а ответ. Когда она звучит, ты получаешь ответы на все жизненные вопросы. Но именно в концертном зале, находясь в пространстве, наполненном музыкой.

- Вы человек смелый или ответственный?

- Я очень ответственный человек. Никогда ответственности не избегала, не боюсь ее и беру ответственность и за себя, и за коллектив, и за учреждение. У меня есть девиз: «У меня есть я, и мы справимся». А смелось – это, скорее, про героев. В жизни нужно быть адекватным человеком, не лезть на рожон. Я не буду кидаться на амбразуру, если это навредит коллективу или моим близким. Я все просчитаю и сделаю все правильно. Смелость, как мне кажется, сродни безрассудству. Я смелый человек в том смысле, что остаюсь спокойной перед лицом опасности, не паникую.

- Ваша работа больше похожа на увлечение, хобби, чем же вы тогда занимаетесь в свободное время?

- К счастью, свободного времени у меня нет, и оно мне не нужно! Хотя я всю жизнь мечтала заниматься живописью. В нашей вокальной студии в Доме учителя, занимался народный художник СССР Виктор Алексеевич Сафронов, у него прекрасный голос, мы вместе много выступали. Я рассказала ему о своей мечте и попросила его помочь мне, он согласился. Живопись - это тоже колоссальное удовольствие! Жаль, времени нет! И если я все-таки когда-нибудь уйду на пенсию, то буду целыми днями играть на рояле и заниматься живописью.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах