Такую манеру отношений между поставщиком услуг и потребителем суд признал законной.
Та самая открытость
Только в феврале этого года Михаил Кашин узнал, что срок поверки его индивидуального прибора учёта газа истёк семь месяцев назад, ещё в июле 2014-го. Всё это время он продолжал ежемесячно оплачивать услугу ООО «Газпром межрегионгаз Ульяновск» по прибору учёта через банкомат. А компания тем временем делала начисления по нормативу, которые в несколько раз превышали размер его платежей. Так за семь месяцев образовался долг под 70 тысяч рублей.
- Конечно, я знал о межповерочном интервале, но думал, что в моём случае он равен не восьми, а десяти годам, - говорит клиент газовиков. - Паспорт прибора, где указан срок поверки, не сохранился. В этой ситуации ключевой момент — доставка счёта. Если бы в июле прошлого года я увидел, что мне начислили 12 тыс. рублей по нормативу вместо 300 рублей по счётчику, конечно, я бы выяснил, что пропустил срок поверки прибора. Но и газовики не присылают мне счета-квитанции.
В истории конкретного абонента нет ничего уникального: в интернете на форумах люди из разных городов России обсуждают ту же самую схему. Погореть проще всего именно абонентам газовиков: сроки поверки газовых счётчиков от 5 до 12 лет, и информация о часе Х есть только в паспорте прибора, который мало кто держит годами на виду. «Почему газовики не сообщают о том, что сроки поверки истекли, а просто начисляют плату по нормативу?» - задаются вопросом участники форумов, полагая, что монополиста должна украшать та самая открытость, о которой упоминается на всех региональных сайтах Газпрома под фотографиями руководителей.
У нас жёстко
Михаил Кашин узнал, что на нём висит долг за газ в десятки тысяч рублей, потому что в феврале эта информация, наконец, появилась в банкомате. Тут же выяснил, в чём дело, заменил счётчик, а старый отдал на поверку. Прибор оказался исправным, поэтому обратился к поставщику услуги с просьбой отменить начисления по нормативу, ссылаясь на то, что в течение семи спорных месяцев оплачивал ровно столько газа, сколько потреблял. И получил категорический отказ.
Кстати, в разных регионах это решается по-разному. Например, на сайте «Газпром межрегионгаз Липецк» в рубрике «вопрос-ответ» говорится, что компания готова в такой ситуации сделать перерасчет в пользу потребителя, несмотря на то, что закон её к этому не обязывает. В Сочи суд обязал газовиков снять начисления по нормативу, когда абонент доказал, что не нанёс ущерба ресурсоснабжающей организации, оплачивая её услуги по прибору учёта с истекшим сроком поверки.
Не виноватые
И всё-таки, должна ли компания «Газпром межрегионгаз Ульяновск», занимающая доминирующее положение на рынке обеспечения газом, рассылать своим потребителям счета на оплату услуг и сообщать о наступлении срока поверки приборов учёта, как это делают другие поставщики ресурсов? Отвечая на этот вопрос, начальник отдела товарных рынков Ульяновского УФАС Марина Степанова сослалась на два документа: «Правила оказания коммунальных услуг» и «Правила поставки газа» - рассылка счетов осуществляться должна, но извещать абонентов о наступлении срока проверки индивидуальных приборов учёта газовики не обязаны.
Впрочем, суть ответов из прокуратуры, Роспотребнадзора, антимонопольного управления, куда Михаил Кашин направил обращения, пытаясь добиться оценки действий газовиков, та же: «нарушений нет».
6 августа суд Ленинского района удовлетворил иск ООО «Газпром межрегионгаз Ульяновск» к Михаилу Кашину и обязал его выплатить компании долг в 64 тыс. рублей, плюс пени, плюс расходы по оплате госпошлины.
А 11 августа состоялся суд по иску Кашина к ООО «Газпром межрегионгаз Ульяновск» о компенсации морального вреда.
- Мы исходили, в частности, из того, что на сайте компании чётко написано: справочная информация о датах очередной поверки счётчиков газа указывается в квитанциях, направляемых ежемесячно в адрес абонентов, - говорит представитель истца в суде адвокат Григорий Калёнов. – Если компания добровольно взяла на себя дополнительные обязательства и проинформировала об этом потребителей, она должна выполнять их. В противном случае она вводит своих абонентов в заблуждение.
Иск Кашина к газовикам суд оставил без удовлетворения. Основной аргумент истца, что газоснабжающая организация не присылала ему квитанции, в которых обещала напоминать о сроках поверки счетчика, суд не рассматривал в принципе.
И это несмотря на то, в ООО «Газпром межрегионгаз Ульяновск» этих обязательств не отрицают и даже напротив.
- «Газпром межрегионгаз Ульяновск» за три месяца до истечения срока поверки прибора учёта печатает каждому абоненту в его квитанции напоминание о необходимости поверки с пометкой «ВНИМАНИЕ!», - говорит советник генерального директора ООО «Газпром межрегионгаз Ульяновск» по связям с общественностью Наталья Николаева. - Если по истечении трёх месяцев, абонент не произвёл поверку прибора учета, в квитанции печатается информация о том, что срок поверки прибора учета истёк. Сообщение печатается до тех пор, пока поверка не будет произведена. Кроме того, в июле всем абонентам, у которых истёк или подходит к концу срок поверки приборов учёта, были направлены заказные письма с уведомлением, содержащие соответствующую информацию. Вся корреспонденция (квитанции и заказные письма) доставляется через подразделения филиала ФГУП «Почта России».
Между тем, как следует из ответа ООО «Газпром межрегионгаз Ульяновск» на запрос Роспотребнадзора, именно Михаилу Кашину компания почему-то доставляла счета через другого агента.
- Счетов за газ я не получал года полтора, - говорит Михаил Кашин. – По этому поводу написал жалобу в антимонопольное управление, которую потом переправили в Роспотребнадзор. Газовики ответили надзорному органу, что регулярно направляли мне квитанции через ООО «Региональная Курьерская служба». После этого, в июле, я получил первый за долгое время счёт, но он пришёл через «Почту России».
А если посчитать?
За семь спорных месяцев газовая компания начислила своему абоненту по нормативу около 90 тыс. рублей. Если бы он оплачивал их услугу по счетчику, то заплатил бы в 4,5 раза меньше. То есть добросовестному потребителю, мягко говоря, нет смысла игнорировать предупреждения об истечении срока поверки. Если, конечно, он их получает.
По информации специалистов ООО «Газпром межрегионгаз Ульяновск», только в прошлом году в судах было рассмотрено 1482 иска ООО «Газпром межрегионгаз Ульяновск» к должникам на сумму задолженности 31,8 млн. рублей. Из них иски к потребителям, у которых образовался долг из-за пропуска срока поверки счетчика, - около 50%.
Что касается конкретного случая, то решения Ленинского суда Михаил Кашин намерен обжаловать в областном суде. И если понадобится, готов дойти до Верховного суда России. «АиФ» будет отслеживать развитие темы.