Довоенное…
Родилась Капитолина Александровна 1 ноября 1921 года в станице Приморско-Ахтарская Краснодарского края, на берегу Азовского моря. Судьба практически с рождения ее не баловала: мама умерла через два месяца после рождения дочери, а отец, когда ей исполнилось три года, уехал в Краснодар «лечить зубы», да так и исчез навсегда …
Первые несколько лет девочка жила с бабушкой Анастасией. Капитолина Александровна помнит, как они питались «макухой» - отходами от производства подсолнечного масла, кукурузной кашей и мамалыгой, как ходила к соседям за молоком с кружкой. Правда, в те голодные годы в школе кормили бесплатно, выдавали одежду, хотя на уроках писать приходилось на старых журналах между строчек разведенной золой – не было ни тетрадей, ни чернил.
Несколько лет воспитывалась в приемной семье и, как только позволил возраст, устроилась на работу – делопроизводителем в местную контору Рыбаксоюза. После окончания курсов в Ростов-на-Дону ей предложили поехать в Анапу, и в апреле 1941 года она стала бухгалтером в рыбколхозе имени Сталина. Здесь-то ее и застало начало Великой Отечественной войны. Сидела с подругами на лавочке и вдруг услышала гул самолетов – немецкие бомбардировщики пролетели над городом так низко, что можно было разглядеть не только кресты на крыльях, но и лица пилотов. Так что, когда Молотов выступил со своей речью о нападении фашистской Германии на СССР, в Анапе уже знали, что идет война.
Жена офицера
Сначала немцы беспрепятственно бомбили город, но лишь до тех пор, пока на местный аэродром не был перебазирован истребительно-бомбардировочный полк морской авиации. Это событие сыграло решающую роль в жизни девушки. На танцах она познакомилась с будущим мужем, авиационным техником лейтенантом Георгием Тиуновым. Они встречались два месяца, а потом фронт начал приближаться, и Георгий предложил ей выйти за него замуж. Причем с этим надо было поторопиться, поскольку лишь жены военнослужащих имели возможность эвакуироваться, а у остальных практически не было шансов добраться до пункта назначения. В ЗАГС они пришли поздним вечером, и Георгию пришлось настоять, чтобы брак был зарегистрирован немедленно.
Капитолину, как и многих ее сверстниц, могли отправить на фронт, но к тому времени она уже ждала своего первенца. До родной станицы могла докатиться линия фронта, и муж настоял, чтобы она ехала к его матери в Кировскую область.
Перед отъездом поезда вокзал в Анапе подвергся бомбежке, и девушка укрывалась в подвале какого-то магазина с пятью детьми, за которыми ее попросила присмотреть попутчица.
Ехать пришлось с многочисленными пересадками и далеко не самым близким путем. Все вокзалы были забиты солдатами, офицерами и беженцами. Только цепь счастливых случайностей и помощь добрых людей позволили ей добраться до места.
В Краснодаре, когда подошел очередной поезд, его, как муравьи, облепили люди – сидели и на подножках, и на крышах. По счастью, девушка встретила офицера, сослуживца своего мужа, и тот помог ей протолкнуться к вагону, сесть в поезд и занести багаж. Всю дорогу пришлось голодать, и только в Махачкале беженцам выдали по селедке и кусочку хлеба. Дальше предстояло преодолеть Каспийское море. Попасть на баржу тоже было нелегко, но неожиданно предложили помощь двое грузчиков – нашли ей место между двумя мешками с зерном.
Махачкала – Ташкент - Быстряги
По Каспию шли в шторм, баржу раскачивало из стороны в сторону, а небо рассекали искрящиеся в лучах прожекторов брызги воды. Этот участок пути завершился в бухте Красноводска (ныне г. Туркменбаши, Республика Туркменистан). Едва удалось высушить одежду, как оказалось, что для беженцев здесь нет ни пищи, ни даже воды. В Красноводск воду вообще доставляли цистернами из Баку – через Каспий, но за время пути она успевала протухнуть. Надо было спешить покинуть это гиблое место, но на вокзале обнаружилась обычная для того времени картина – толкотня, очереди, неразбериха. Пришлось, бросив вещи на привокзальной площади, пролезть через дыру в заборе на перрон. Нашла начальника эшелона, сказала, что она - жена офицера, и тот согласился помочь. Поезд шел медленно, пропуская военные эшелоны, так что до следующего пункта назначения, Ташкента, удалось добраться лишь через несколько дней. Здесь, понимая, что билета ей просто так никто не закомпостирует, женщина сразу обратилась за помощью к совершенно незнакомому офицеру, и тот не отказался помочь. В Оренбурге на вокзале пришлось продать часть вещей, чтобы купить лепешку. И снова удача - встретила инженера полка, где служил муж. Тот не только помог с билетами, но и прислал двух матросов, чтоб помогли донести багаж, сесть в вагон и занять место на нижней полке. Дальше ее путь лежал через Челябинск и Свердловск, где тоже нашлись люди, готовые помочь жене офицера. Сейчас Капитолина Александровна сожалеет о том, что не запомнила всех их хотя бы по именам, чтобы выразить им чувство благодарности.
В Челябинске молодой лейтенант отвел ее в какой-то тупик, где стояло два отцепленных темных вагона, посадил в один из них и пообещал, что скоро их подцепят к эшелону до Кирова, где предстояла последняя пересадка - до станции Быстряги. Пока ехала от Кирова, только о том и думала, чтобы не пропустить станцию, но проводник забыл ее предупредить, что нужно идти на выход, и название станции она увидела из окна отходящего вагона. Пришлось высаживаться на ближайшем разъезде, в глухом месте, окруженном с обеих сторон густым лесом. Дело уже клонилось к вечеру, и казалось, оставалось только одно – сесть на чемодан и заплакать… Но неожиданно рядом раздался мужской голос: «Что вы тут делаете?». Возле нее стоял однорукий инвалид, и она не знала, что делать – радоваться или бояться. Но, как выяснилось, местный житель знал ее мужа и двух его братьев, взял чемодан в единственную руку и повел лесной дорогой к ближайшей деревне. Трудности, которые пришлось преодолеть, дали о себе знать. Родившийся вскоре ребенок не выжил…
Жизнь – как мгновение
Надо было как-то жить, и молодая женщина устроилась налоговым агентом в районном финансовом отделе. Работа была тяжелой – и физически, и морально. О том времени Капитолина Александровна вспоминает с горечью: «Прихожу в деревню, а там семьи – по пять-шесть голодных детей, у которых отцы на фронте, а матери работают в колхозе. Писала от их имени заявления и в администрацию района, и в Москву, чтоб освободили от налогов. И так живут впроголодь, а тут еще и налоги плати…».
В 1944 году, когда фронт откатился на запад, она вернулась в родную станицу, а в сентябре удалось увидеться с мужем – он заехал по пути в Горький, куда его направили на изучение новых авиационных моторов.
День Победы семья Тиуновых отметила рождением сына – Валерий родился 10 мая 1945 года.
Впрочем, вместе с войной «кочевая» жизнь не закончилась – еще долго их мотало по гарнизонам – от Грузии до Мурманской области. Только в 1957 году майор Тиунов демобилизовался, и возник вопрос: как жить дальше, когда нет денег, все имущество помещается в несколько картонных коробок, и надо поднимать двоих сыновей? Георгий не хотел ехать в Краснодарский край, а Капитолина категорически отказывалась возвращаться в Кировскую область. В конце концов, открыли атлас СССР и выбрали Ульяновск, решив, что на родине Ленина для них найдется и работа, и жилье.
Им действительно повезло. Когда в первый же день стояли у доски объявлений и искали, где снять жилье, и к ним подошел бывший сослуживец мужа, который уже на следующий день устроил отца семейства диспетчером в Горгаз, да и сама она вскоре нашла место кассира в Гострудсберкассах. Уже в 1961 году семья получила квартиру.
Ульяновск действительно дал им и дом, и работу, и долгожданный покой.
Сейчас Капитолине Александровне идет 91-й год. Когда-то она собиралась писать книгу о своей жизни, о довоенных временах, о войне, о «кочевье» по военным гарнизонам. Но раньше было некогда: работа, семейные заботы, а сейчас зрение не позволяет изложить на бумаге все, что хранит память – каждый день этой трудной, долгой и счастливой жизни.