Никогда не жаловаться
В семье Качалиных было десять детей, но вот долгожителем оказалась только одна дочь – седьмая по счету - Клавдия. Остальные не дожили и до восьмидесяти лет.
О причинах своего долголетия Клавдия Васильевна никогда не думала. Да и не было никаких особых причин. Разве могут продлить годы революция, две войны, голод, холод, каторжный труд, выпавшие на её долю? Но пережив очередное испытание, она всегда находила, за что благодарить судьбу, с теплотой вспоминала и нелегкие времена и людей, которые уходили от неё один за другим…
- Никогда не любила жаловаться, и до сих пор не люблю, - говорит Клавдия Васильевна. – Всё у меня хорошо, все замечательно. С этим и прожила все сто лет.
Наверное, это первый урок долголетия Качалиной.
Злости и зависти в жизни не место
Она родилась в семье простых, но очень цельных и талантливых людей. Её отец был человеком грамотным,заведовал хозяйством на суконной фабрике. А мама не знала «ни одной буковки», но учила своих детей сердцем – честно трудиться, быть порядочными людьми. Все её дочери и сыновья получили хорошее образование, каждый был в чем-то талантлив,все великолепно пели. Любимый брат Клавдии Васильевны Сеня играл на всех музыкальных инструментах – и струнных, и клавишных. Сейчас это уже сложно представить, но в деревне, где жила семья Качалиных, был свой собственный оркестр при клубе. Сеня был его активным участником.
С теплотой вспоминает Клавдия Васильевна и семью своего первого мужа Евгения Михайловича Абрамова, тоже учителя.
- Он был настоящим литератором с большой буквы! – говорит она. – Это талант был заложен на генетическом уровне. Его двое родных братьев, Юрий и Константин, преподавали литературу в ульяновском педагогическом институте, сестра Людмила - в 1-й школе. Их отец всю жизнь работал учителем начальных классов в СпешневкеКузоватовского района, хотя был человеком высокообразованным - в совершенстве знал английский язык, увлекался философией…
Когда началась война, Клавдия Васильевна с мужем и сыном жили в Майне. Глава семьи ушёл на фронт, она учила детей, вместе с ними копала картофель на колхозных полях, работала на заготовке дров. Было тяжело и голодно, основная еда - похлебка из крахмала, который добывали из мороженого картофеля. Но все тяготы того времени искупило счастье: самые близкие и дорогие фронтовики – три сестры и муж - вернулись домой живыми и невредимыми.
Правда, радость семейной жизни продолжалась недолго: Евгений Абрамов умер уже в 1948-м. Не выдержало сердце, надорванное войной, которая и в мирной жизни его не отпустила. После фронта он не смог вернуться к своей литературе, был назначен председателем Майнского райисполкома. Весной 1948-го, когда со здоровьем стало совсем плохо, они с женой поехали в областную больницу, в Ульяновск. Фронтовику предложили госпитализацию, но он отказался, потому что в самом разгаре была посевная. Переночевав в городе, наутро супруги возвращались домой, в Майну. Но едва зашли в поезд, как Евгению Михайловичу стало плохо. «Клава, я ведь умираю», - только и успел он сказать.
Через два года Клавдия Васильевна вышла замуж за Виктора Горбунова, фронтовика, отца-одиночку двух девочек.
- Ухаживал Виктор Иванович за мной на глазах у родителей-Абрамовых. Но они меня ни разу не упрекнули. Напротив, до последних их дней мы сохранили теплые, родственные отношения. Я всю жизнь дорожила дружбой с людьми, которые мне были дороги и приятны, а вот от тех, кто не нравился, отстранялась, ни в чём не осуждая их. Раздражение, злость, зависть – это то, что разрушает человека, в моей жизни этого не было.
Это второй урок Качалиной.
Делать то, что любишь
Из ста лет 51 год Клавдия Васильевна проработала в школе. 33 из них - в третьей, имени Анны и Ольги Ульяновых. Но начались эти 33 года удивительно, свой первый рабочий день Качалина помнит до тонкостей. Это было 15 января 1950 года.
- Школа тогда была женская. Мне дали четвертый класс, который по каким-то причинам остался без учителя. Первым был урок географии, я очень тщательно к нему подготовилась – всё-таки первая встреча. Захожу в класс, встаю перед доской, и вдруг начинается невообразимое – в меня летят валенки, яблоки, в классе крик, гул, гам: «Верните нам нашу учительницу!». Что тут делать – кричать, линейкой стучать по столу, бежать за помощью? Это не по мне, я просто стояла под этим обстрелом, спокойно ждала. Постепенно они стали успокаиваться, затихли. И мы начали урок. Когда прозвенел звонок на перемену, я сделала вид, что не слышу его, продолжила урок. Ученицы не возразили. А в конце дня я получила настоящую награду за мужество: «Вот это учительница!», - сказали мои девочки. А я тоже их оценила – и их преданность прежней учительнице, и то, что мой урок они поняли и приняли.
Через девять лет Качалина первая и на тот момент единственная в третьей школе получила звание «Заслуженный учитель России».
Однажды в школу приехала высокая комиссия, чиновники сидели на уроках Клавдии Васильевны, а потом спросили её: «Используете ли в своей работе методы работы учителей-новаторов?». А она ответила спокойно: «А чем плох качалинский метод?». В своих учениках она развивала внимание, память, логическое мышление – это были три кита, на котором стоял её метод, и он себя великолепно оправдывал: родители старались устроить детей учиться к Качалиной, а учителя среднего звена с удовольствием забирали её классы.
- Человек должен заниматься только любимым делом. Не стоит тратить свою жизнь на работу, которая тебе не по душе, - говорит Клавдия Васильевна.
Вероятно, это третий урок долголетия.
Любите до ста лет
Многие из учениц, которые в далеком пятидесятом году устроили Качалиной боевое крещение, вот уже 64 года не теряют связи с первой учительницей – навещают её, звонят. До сих пор приезжает к ней ученица из Майны - Аня Полетаева, выпускница 1943 года. Для них она по-прежнему близкий, дорогой человек, учитель.
К столетию Качалиной её ученики сделали сайт, посвященный своей первой учительнице, и написали ей письма, в которых есть и воспоминания, и признания в любви. Их много, и все они объединены одной мыслью: «Вы нам нужны, вы по-прежнему наш учитель!».
И это не пустые слова. Столетие - это и богатство прожитых лет, и космическая величина пережитых потерь. В любом случае это испытание. Клавдия Васильевна Качалина пережила всех братьев и сестёр, двух мужей, похоронила горячо любимого сына. По капле с годами уходило здоровье, сужался жизненный круг, но в нем никогда не было горечи одиночества, спутницы многих долгожителей.
- Чтобы жить долго и счастливо, нужно меньше думать о своем счастье или несчастье, - говорит Клавдия Васильевна в финале интервью. – Все ведь просто - любите тех, кто рядом с вами,и постарайтесь сохранить в себе эту любовь до ста лет.
.