Во-первых, потому что он учитель начальных классов, а на них в Ульяновске дефицит (71 вакансия на начало учебного года – это рекорд). Во-вторых, потому что он один из двух мужчин-учителей в городе, работающих в начальном звене.
Особое приглашение
- Алексей Иванович, не сложно было входить в «образ»? Ведь есть некий штамп: учитель начальных классов – это «вторая мама», «наседка», которая во всём помогает, опекает, учит самым элементарным вещам…
- Вот как раз с этим проблем совсем не было и нет. Я хорошо чувствую себя в роли помощника. Мне она очень нравится. В школьном социуме обязательно должен быть взрослый человек, к которому ребёнок может подойти с любой проблемой. Я и шнурки завяжу, и одеться помогу, и одежду зашью, если надо...
- Что – и пуговицу пришить?
- Да всё что угодно: у меня для этого и способности, и возможности есть - клей, лак, лейкопластыри, иголки-нитки, ножницы, другие инструменты. Мои выпускники до сих пор ко мне бегают, потому что знают: у меня есть всё, чтобы решить любую их проблему.
- Почему вы стали учителем начальных классов? Призвание почувствовали?
- Нет, совершенно случайно. Перед армией год работал на заводе, а после армии решил поступить в институт. Выбрал факультет физического воспитания в пединституте, потому что всегда занимался спортом. Пришёл подавать документы, а потом случилось так, что пока ждал товарища, остановился у стенда факультета начального образования. Рассматривал его от нечего делать и вдруг увидел строчку мелким шрифтом: «…особенно приглашаем юношей». И я быстро перебросил документы с «физвоза» на «начфак». Не могу сказать, почему я это сделал, но не ошибся.
- Кроме вас на факультете были юноши?
- Ещё шесть человек. Все закончили институт, поработали в школе год-два и ушли. Сейчас кто-то работает в коммерции, кто-то – в полиции. Мы поддерживаем связь, иногда встречаемся.
- А почему вы остались в школе?
- Просто мне здесь нравится. Возраст детей очень интересный. В старших классах всё по-другому, там можно больше взаимодействовать с детьми, что-то вместе придумывать. В младших - инициатива идёт от учителя, а реализация детская. И мне нравится, что дети многое узнают именно от меня и учатся у меня. Виден результат работы: между первоклашками и выпускниками четвёртого класса – огромная разница.
- Вы знаете, что на вас, как на учителя, очередь? Как думаете, почему?
- Да, я слышал что-то такое. Почему? Не знаю даже. Может быть, просто потому, что мужчина.
Ко мне приводят братьев-сестёр моих выпускников. Мне это приятно: и родителей уже знаешь, и с «младшими» интересно работать.
Чего хочет мужчина?
Досье: | |
---|---|
Алексей Ильин Родился в Ульяновске. В 1993 году закончил факультет начального образования Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова. С 1993 года работал учителем начальных классов в средней школе № 10. С 1995-го – учитель начальных классов в Мариинской гимназии. Женат, двое сыновей. |
- Как вы думаете, школе очень нужны мужчины-учителя? Или женщины справятся?
- Очень нужны! Если говорить о школе как о семье, то хорошо, когда семья полная: есть в ней и мужчина, и женщина. Кто-то слёзки вытрет, а кто-то по-мужски поговорит. Учитель-мужчина здорово помогает мамам, которые воспитывают детей одни. И таких мам много.
- Что нужно, чтобы мужчины пошли в школу?
- Прежде всего нужна достойная зарплата. В пединститут поступают не так уж мало ребят, и многие из них – по призванию. А когда приходят на практику в школу, общаются с учителями, видят их настроение, слышат разговоры о нелёгком и плохо оплачиваемом труде, уходят. Большинство уходят. Ну и потом - мужчина должен обеспечивать семью. Если учителя-предметники ещё могут набрать себе часов и зарабатывать прилично, то у учителя начальных классов - определённое количество часов. И чтобы зарплата была более или менее достойная, сверх этого надо брать кружки, какие-то спецкурсы, группу продлённого дня, загружать свой рабочий день до предела. Это большая нагрузка.
И ещё мужчину в школе, конечно, напрягает «бумагооборот», который катастрофически увеличился за последние годы. Сейчас любое мероприятие надо отражать на бумаге, иначе, получается, ты ничего и не делал. Я, например, с трудом с этим справляюсь, иногда сдаю разные планы-отчёты с большим опозданием.
Подтверждение категории – тоже морока. Можно было бы вообще от этого отказаться и спокойно работать по разряду, который дают выпускникам вузов. Но и это не пройдёт - надо доказывать, что ты в принципе соответствуешь профессиональному статусу.
– У вас никогда не было желания сбежать?
- Было – где-то в конце девяностых годов, наверное. Очень тяжело приходилось с материальной точки зрения. Мы ведь с женой оба работаем в школе, оба учителя начальных классов. Пока были каникулы, я нашёл работу, где платили неплохие деньги, и даже два дня успел поработать. Но быстро понял, что это не моё, бегом вернулся в школу, пока никто не заметил.
- Семья поддержала ваш выбор?
- Жена меня понимает и поддерживает, потому что видит, что это моя работа, у меня здесь получается. Но тема, что глава семьи мог бы иметь более оплачиваемую работу (руки на месте, голова работает), для меня самого остаётся…
Свет в окошке
- Сложно какие-то свои проблемы, плохое настроение оставлять за порогом класса?
- Нет. У меня практически всегда хорошее настроение. Знаете, кто-то в конце тоннеля видит мчащийся навстречу поезд, а я из тех, кто видит там свет в окошке. Стараюсь в течение рабочего дня негатив стряхивать, а проблемы откладывать на другое, более удобное для их решения время. А потом дети такого возраста, как мои ученики, сглаживают весь негатив. Приятно смотреть, когда они улыбаются, шумят и даже хулиганят. В такие минуты вспоминаешь себя в этом возрасте, и это всегда хорошие, приятные воспоминания.
- Дети вам доставляют только радость? Так без проблем и работаете?
- Конечно, с детьми бывает непросто, но у меня не бывает с ними особых проблем. Всё решаемо. Если ты осознанно занимаешься этим делом, значит, ты готов к встрече с разными детьми. У них и настроение может быть разным, оно даже от погоды зависит. В таких случаях у меня нет определённого алгоритма действия. Действую по ситуации.
Если дети вялые, где-то пошутишь, где-то поиграешь, несмотря на то, что идёт урок. Подзадоришь их, повеселишь, и настроение постепенно исправляется, тонус повышается. А иногда, конечно, нужно сказать построже...
- Бывает, что кричите на детей?
- Нет, стараюсь не кричать. Да это и бесполезно, хуже делаешь себе – больше никакого эффекта. У большинства детей на повышенные тона есть внутренняя защита, они просто перестают воспринимать кричащего учителя. А ты потом переживаешь, что накричал, не сдержался.
Конечно, не сразу это понимаешь. Всё приходит с опытом.
- Вы начали работать почти 20 лет назад. Дети изменились за это время?
- Дети меняются и, как правило, в лучшую сторону. Вспоминаю себя: какие же мы на их фоне были зажатые! Если дискотека в классе - девочки танцуют, мальчики стоят...
Современные дети живые, раскрепощённые, непосредственные. В любое дело, мероприятие бросаются с головой. Но зато с правилами поведения у них сложнее. В музее, в театре их, например, надо сдерживать, и это непросто.
- Вам кто ближе - мальчики или девочки?
- У меня двое сыновей, и, может быть, поэтому мне с девочками интереснее. Они с удовольствием рассказывают что-то, легко спрашивают, общаются с учителем. Мальчики более сдержанные, и разговор у нас получается более короткий.
- У вас четвёртый, выпускной, класс. На следующий год – снова первоклашки. Как они обычно реагируют на дядю-учителя?
- Обычно их заранее готовят родители. Но при первой встрече глаза всё равно «квадратные». Правда, привыкают очень быстро. Вообще первый класс-начало второго – самое сложное время. Потом, когда дети уже адаптированы к школе, с ними гораздо легче работать, они начинают понимать тебя с полуслова, полвзгляда. Но в четвёртом классе – опять сложно, потому что это время, когда близится расставание. Я каждый раз с трудом их отрываю от себя, и им тяжело уходить. Это, действительно, очень тяжело...
- А ваши сыновья учились у вас или у вашей жены?
- Старший у нас не учился. А младший пойдёт в первый класс в следующем году и как раз попадает в мою параллель. Я не против его взять, а вот супруга считает, что это не совсем хорошо. Будем решать.
- Алексей Иванович, больше всего цветов на 1 сентября у первых учительниц. А вам дарят цветы?
- Дарят. Каждый праздник я весь в цветах.