Примерное время чтения: 10 минут
1430

Записки велопутешественника: учитель из Ульяновской области объехал полмира

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 49. АиФ - Ульяновск 05/12/2012
Урок географии перемещается на природу. Фото автора

Многим кажется непостижимым, как школьный учитель из симбирской глубинки смог открыть для себя, казалось бы, немыслимые горизонты…

Своя формула успеха

- Владимир Николаевич, почему и когда у вас возникла страсть к путешествиям?

- Жизнь человека слишком коротка, и мы всегда жалеем о том, чего не сделали. Сколько себя помню, мне всегда хотелось посмотреть мир. В 1991 году я начал работать в школе. Как раз в это время распался Советский Союз, и появилось много людей, которые сумели быстро разбогатеть. В одном из разговоров со своим знакомым из первых «акул капитализма» тот мне заявил, что я всего лишь учитель, а значит, никаких перспектив у меня нет. И тогда я счел необходимым показать, что учитель – нечто большее, чем об этом принято думать, что это не только человек с указкой, стоящий у доски и рассказывающий о том, чего сам не видел. Конечно, в наше время заниматься бизнесом, торговать нефтью, газом или совестью считается делом довольно престижным, но это ни в коем случае не должно быть единственным представлением об успехе. А проехать на велосипеде по миру я мечтал всю жизнь. Это транспорт, независимый ни от каких обстоятельств – сел и поехал, если здоровье есть. При хорошей тренировке можно проезжать до двухсот километров в день и при этом успеть что-то увидеть. Если человек едет на машине, многое он просто не в состоянии заметить. Кроме того, у меня сохранилась детская любовь к приключениям – в хорошем смысле этого слова. И однажды я понял, что перед человеком, который пытается достигнуть грани своих возможностей, открываются двери, за которые он и не мечтал попасть. Человек даже не знает, на что он может быть способен, если не пытается выйти за пределы обыденной жизни. Если попытаться – могут открыться самые удивительные возможности. 

Досье АиФ:
Кочетков Владимир Николаевич, родился в поселке Сурское Ульяновской области. Окончил лесной техникум, географический факультет УГПИ имени И.Н. Ульянова. Работал лесником, техником лесного хозяйства. С 1991 года – учитель географии средней школы поселка Сурское. Как автор и участник проекта «Мир», совершил несколько велосипедных путешествий по России, Азии, Европе, Америке и Австралии общей протяженностью порядка 95 000 километров, из них не менее 30 000 – с учениками. Планирует в 2013 году путешествие по Южной Африке, чтобы таким образом замкнуть «кругосветку». Автор нескольких книг и 150 статей в периодических изданиях. Член Союза писателей, Союза журналистов и Русского географического общества.

- Расскажите о самом первом путешествии и о том, что вы считаете наиболее интересным.

- Первое путешествие – сел в седло и проехал от Костромы до Сурского. Этот маршрут показал мне, что возможность путешествовать вполне реальна. Потом проехал от Белого до Черного моря – 3 500 километров. Получилось необычайно интересно: масса встреч, огромное количество мест, куда другим способом я никогда бы не добрался. Например – к истоку Волги. А вот какое путешествие было самым интересным, сказать трудно. Когда последний раз ездил по Южной Америке, посетил город Тиауанако, мечту моей юности. Он находится в центре Боливии – самый древний город Земли, которому 12 тысяч лет. Помнится, когда мне было лет семнадцать, беседовал с другом о своем желании путешествовать, и у него возник естественный вопрос: как я буду пересекать границы. Я ответил, что границы – не преграда. Конечно, все о чем-нибудь мечтают. Но когда мечта слишком приземленная, например о деньгах, это слишком примитивно. Не все измеряется деньгами, и далеко не все возможности и перспективы зависят исключительно от их наличия.

Язык, понятный всем

- Вас никто не называет туристом – только путешественником. В чем разница между этими двумя понятиями?

- Само понятие «туризм» в последние десятилетия себя скомпрометировало. В наше время, чтобы считаться туристом, достаточно купить путевку, поехать на все готовое, а все перемещения ограничить маршрутом от отеля до пляжа и обратно. Другое дело – путешествие. Это передвижение своими силами, это преодоление расстояний, это впечатления от мест и от встреч, это умение рассчитывать только на себя и свою подготовку – теоретическую, физическую и даже психологическую. Путешествие обязательно должно подразумевать выполнение познавательных задач.

 

 

- В разных странах – разные обычаи, нравы, менталитет. Как удается найти общий язык с местным населением?

- Все люди, с которыми приходилось общаться, не относящиеся к местной «элите», по сути примерно одинаковы. Каждый, как может, борется за существование, мало кто избалован судьбой и всяческими благами. У всех примерно одни и те же проблемы, и, главное, никто не хочет воевать. Все понимают значение улыбки и знают, что такое дружба. Большая часть жителей тех стран, по которым я путешествовал, даже самых слаборазвитых, хоть как-то знает английский язык. Главное – всем понятно слово «учитель». Это слово – моя визитная карточка. Где бы я ни говорил, что я учитель географии, передо мною загорался «зеленый свет». Все понимали, для чего и зачем я еду. Путешествующих много, и среди них есть «учителя по образованию», но не работающие по специальности. А я работаю в школе. И когда я возвращаюсь из путешествий, ученики понимают, что я не отдыхал на Красном море, что я многое успел увидеть, многое узнать, и мне есть, чем с ними поделиться.

Цель - знания

- Вы путешествуете и вместе с учениками. Как это отражается на процессе обучения?

- С детьми я проехал порядка 30 000 километров. Мне не хотелось бы, чтобы мои ученики на вопрос: «Кто у вас вел географию?» отвечали: «Мужик какой-то…». Интерес к школьному предмету во многом зависит от интереса к личности учителя. География для моих учеников – не просто школьный предмет, а реальное интересное дело. У них, например, нет проблем с написанием рефератов, с которыми они выступают на конференциях, районных и областных олимпиадах, где они часто становятся победителями или призерами. Ко мне во внеурочное время приходят заниматься полсотни человек. Если учесть, что во всей школе – семьсот учащихся, то это очень много. Для учителя увлечь своим предметом хотя бы десять учеников – считается очень хорошим результатом. Всего же за время работы в школе через мои походы и экспедиции прошли более четырехсот детей. Причем наш поход – не просто преодоление маршрута. Всегда ставится какая-то познавательная задача. К чисто спортивному туризму я отношусь примерно так же, как и к пляжно-отельному. Цель не в том, чтобы разряд получить, а в тех впечатлениях и знаниях, что приобретены в пути. Мы также преодолеваем перевалы, форсируем реки, но это не является самоцелью. У нас всегда есть задачи – исторические, географические, экологические, даже если мы путешествуем по Сурскому району. В этом году, например, мы прошли по маршруту экспедиции Бутурлина, предварительно подняв весь доступный материал, посмотрели, где он проходил, что он здесь исследовал. Мы искали в Кувайской тайге можжевельник – кустарник, наличие которого позволяет называть лес тайгой. А потом дети написали работы, с которыми выступали на районной конференции, и сейчас намерены отправиться на областную.

- В будущем году вы собрались в Африку. Почему именно туда?

- Если я пройду африканский маршрут, то можно считать, что совершено полное кругосветное путешествие. Прошедшим настоящую кругосветку считается тот, кто проложил свои маршруты по всем населенным материкам. Когда-то я начал кругосветное путешествие, не очень надеясь на то, что его завершу. Понятно, что не всегда хватает средств или времени... Но я уже «накрутил» педалями 95 000 километров, и непройденной осталась только Африка. В свое время на меня огромное впечатление произвела книга Ивана Ефремова «На краю Ойкумены», которая до сих пор остается любимой. Сейчас совместно с региональным отделением Русского географического общества намечен план маршрута, который будет проходить по Южной Африке – от Атлантического до Индийского океана по Намибии, ЮАР и Мозамбику. Африка по площади уступает только Евразии, и протяженность этого маршрута наверняка будет не менее 6000 километров. По пути будут и национальные парки, такие как «Берег скелетов», Капские горы. Вообще-то я планировал это путешествие на 2012 год – чтобы связать его с 200-летием Ивана Гончарова, который бывал в этих местах во время плавания на фрегате «Паллада». Конечно, все эти места уже исхожены и описаны, но у каждого человека – свои впечатления, и доносит их каждый по-своему.

- Как вы делитесь впечатлениями о своих путешествиях?

- Во-первых, это материал для моих уроков географии. Кроме того, в разных издательствах изданы три мои книги – «На край земли», «Когда оживают легенды» и «Урок географии». Все они занимали призовые места в областных и всероссийских конкурсах книг для детей и юношества. Сейчас готовится к выходу четвертая, над которой мы с редакцией журнала «Физкультура и спорт» работаем уже третий год. Думаю, что это будет самая содержательная книга из всех, что я написал. Почти весь материал собран, осталось систематизировать его и придумать название. Есть также публикации в журналах «Физкультура и спорт», «Вольный ветер», «Юный натуралист», «Дети Ра», в ульяновском альманахе «Карамзинский сад». Так что увидеть для меня – лишь полдела. Мои читатели – мои попутчики, которые имеют возможность увидеть мир моими глазами.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах