Система «бакалавриат–магистратура» была введена в российской высшей школе два года назад. Отношение к введению в России двухступенчатой системы обучения в вузах в преподавательской среде было и остается неоднозначным. В принципе, бакалавриат можно сравнить с обучением в техникуме советских времен.
Первая ступень
Сама система «бакалавр-магистр» сложилась в странах с развитой рыночной экономикой, где население уже привыкло, что образование – личная или, в лучшем случае, семейная проблема. Естественно, в странах развитого капитализма не было такого понятия, как «бюджетное место». Если повезет, то в странах Западной Европы и США абитуриенты могут рассчитывать на финансовую помощь каких-либо благотворительных фондов, грантовую поддержку или финансирование от фирм, которые заинтересованы в них как в будущих работниках. Но и это является там скорее исключением из правил. За обучение платит либо сам студент, либо его семья. И первая ступень обучения, бакалавриат, была призвана снизить расходы. Для работы по многим специальностям, с учетом того, что в процессе практической работы человек продолжает набирать необходимые опыт и знания, этого бывает вполне достаточно.
А вот для тех, кто хочет двигаться дальше в науку, имеет для этого и способности, и финансовые возможности, существует более высокая ступень – магистратура. Так что новая система обучения в высшей школе напоминает двухступенчатую ракету-носитель: первая ступень выводит на орбиту, а вторая открывает просторы вселенной.
Конечно, с точки зрения истории высшей школы в нашей стране, переход на двухступенчатую систему можно расценивать как шаг назад. Однако следует учитывать, что в условиях рыночной экономики степень бакалавра более доступна, и она дает дополнительные шансы на профессиональный рост.
Главное - практика
Основная характеристика бакалавриата – это практико-ориентированное обучение. Студент получает фундаментальную подготовку в широкой области знаний по выбранному направлению. Кроме того, в программу бакалавриата входят базовые сведения из других научных областей. Данный уровень высшего профессионального образования не ограничен рамками узкой специализации, и выпускнику выдается диплом о высшем профессиональном образовании с присвоением степени «бакалавр», который дает право при трудоустройстве занимать те должности, которые предусматривают наличие высшего образования в соответствии с их квалификационными требованиями. Кстати, диплом бакалавра дает также право продолжить обучение в магистратуре, причем, даже если в процессе обучения сделан перерыв.
Степень бакалавра можно получить по очной, смешанной и заочной формам обучения – по таким направлениям, как, например, экономика, менеджмент, юриспруденция, информационные технологии, прикладная информатика и многие другие.
По традиционной системе выпускник вуза получал диплом с указанием конкретной специальности. Возможно, в настоящее время на рынке труда понятие «специалитет» более понятно и близко работодателям, но преимуществом бакалавриата является принятие этого вида квалификации по международным стандартам. Учебные программы подготовки бакалавров в соответствии с государственными образовательными стандартами позволяют за один год перейти к любой совместимой профессии. А вот учебные планы по программам подготовки «дипломированного специалиста», например, позволяют получать новую специальность только по программе второго высшего образования в течение, как минимум, двух лет.
В принципе, судьба, карьера, профессиональный рост зависят, прежде всего, не от того, что написано в дипломе, а от реальных возможностей человека, его трудоспособности, чувства ответственности и уровня культуры. И в любом случае вуз – это всего лишь стартовая площадка дальнейшей жизни…