В конце прошлого года сайт Strategy2020.rian.ru провел опрос на тему «Следует ли сделать высшее образование бесплатным только для тех, кто окончил школу на «хорошо» и «отлично»?». В итоге 61,1% респондентов уверены, что не следует, 37,7% ответивших хотят введения ограничений, 1,2% затруднились с ответом. Впрочем, здесь мнение могли высказывать все, включая самих «троечников», которые не прочь получить диплом, а также их родители. Вероятно, если бы в опросе участвовали только преподаватели вузов или работодатели, заинтересованные в квалифицированных кадрах, то результаты были бы совсем иными.
Нужен ли шанс каждому?
При существующей системе приема в вузы на поступление шанс имеет практически каждый. А ведь существуют профессии, куда «троечников» пускать нельзя в принципе, поскольку слишком высока мера ответственности – например, медицина.
Как утверждает директор Центра мониторинга качества образования Института развития образования Высшей школы экономики, один из руководителей экспертной группы «Стратегии-2020» «Новая школа» Анатолий Каспржак, сама массовость высшего образования порождает отсутствие его необходимого качества. Действительно, тридцать лет назад поступить в вуз мог в среднем один из пяти желающих. Теперь же претендовать на диплом о высшем образовании может любой, поскольку всегда можно выбрать либо непопулярный вуз, либо непопулярную специальность и благополучно его окончить. Кроме этого, до сих пор многие эксперты выражают недоверие к самой процедуре ЕГЭ, которая влечет за собой массу нарушений.
И пока чиновники из Министерства образования и науки РФ продолжают совершенствовать процедуру сдачи ЕГЭ, глава Правительства Владимир Путин на одной из недавних встреч с депутатами Государственной Думы заявил, что нельзя определять уровень знаний школьников только с помощью единого госэкзамена: «Исключительно тестовые процедуры - это сложный, опасный путь для выявления талантливых и перспективных людей. Но у нас существует и другой путь - через олимпиады, конкурсы. Крупнейшие вузы страны проводят при поступлении дополнительные собеседования».
Нужна реальная оценка знаний
В настоящее время эксперты «Стратегии-2020» обсуждают меры совершенствования оценок качества образования и учета достижений учащихся школ при поступлении в вузы. Например, ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов недавно предложил кроме результатов ЕГЭ учитывать средний балл обучения в школе. Также эксперты поддерживают идею введения школьных портфолио и минимального порога качества знаний абитуриента по профильным предметам, который будет выше минимального балла ЕГЭ.
Существуют также планы увязать количество бюджетных мест в том или ином вузе с проходным баллом: если вуз набирает более сильных студентов, то и мест ему будет предоставляться больше. А если вуз вынужден набирать только «троечников», то он вообще может лишиться бюджетного финансирования, и у него останется лишь два выхода: либо все-таки пытаться набрать студентов на платное обучение, либо прекратить свое существование.
Не исключено, что будут внесены изменения и в саму форму документа о высшем образовании, где в специальной «кодовой строке» двузначным числом будет обозначен статус учебного заведения - федеральное, региональное, муниципальное, частное или духовное.
Если в целом оценивать все предлагаемые меры, то обозначается тенденция к тому, что к 2020 году высшее образование практически перестанет быть всеобщим, процедура поступления усложнится, а на бюджетное место смогут претендовать только те абитуриенты, которые обладают достаточными базовыми знаниями. Так что идея о бесплатном высшем образовании только для тех, кто учился в школе на «хорошо» и «отлично» все равно, скорее всего, будет реализована - но не приказом «сверху», а постепенным формированием нового порядка поступления в вузы.