aif.ru counter
Юлия Зверева
516

Бакалавры и магистры вместо специалистов

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 45. АиФ - Ульяновск 10/11/2010

Как реформа скажется на доступности высшего образования для будущих студентов, каковы шансы трудоустройства бакалавров и магистров, обсуждали за «круглым столом» представители ульяновских вузов.

Мы - за эволюцию

Борис Костишко, ректор УлГУ:

- Мы одни из первых в У льяновске наряду со специалитетом стали вводить бакалавриат и магистратуру на выбор абитуриентов. Например, по физике у нас существует магистратура уже 12 лет. Если переходить на эту систему разумно, как, например, в Германии, где этот процесс стал эволюционным, - это плюс. Если как в Италии: приказ дан - приказ выполнен, - это минус. В нашей стране пошли по второму пути. Правда, на факультетах, чье направление связано со сферой здравоохранения или государственной службой, сохранится специалитет. Удивляет только, что врач должен быть специалистом, а физик-ядерщик может быть бакалавром?! Госстандарты третьего поколения отличаются от ГОСов первого и второго поколения.

По сути, эта система подразумевает, что будущий работник подготавливается по программе, где большинство предметов - прикладные, с учетом предприятий региона. Тогда выпускника не придется переучивать на рабочем месте, как это происходит сейчас. Правда, пока руководители и директора предприятий не понимают, что бакалавр -это молодой специалист, а не недоучка.

Поэтому одной из задач вузов в связи с переходом на такую систему является еще и сотрудничество с работодателями.

Работодатели привыкнут

Владимир Селиванов, начальник учебного управления УлГТУ:

- В Политехе система бакалавриат-магистратура существовала давно и развивалась параллельно специалитету. Сейчас мы просто вернемся к тому, что было, но с учетом требований новых федеральных стандартов. На качестве образования этот процесс коренным образом не отразится. При этом стандарты третьего поколения имеют свои отличия от предыдущих: 50% учебного плана бакалавров и 70% плана магистров будут сформированы в соответствии с заказом работодателей. Диплом бакалавра - это диплом о высшем образовании, и его можно получить за 4 года! Однако магистратура, как и специалитет, - это высшее образование более высокого уровня. Распределение бюджетных мест вузы получают по конкурсу, и возможность бесплатной магистратуры сохранится. Мы полагаем, что через 4,5 года, когда у нас будет первый выпуск бакалавров, работодатели будут уже настроены на такую схему высшего образования.

Сохранить традиции

Марина Постнова, проректор по учебной работе УгСХА:

- Переход на систему бакалавриат-магистратура должен осуществляться в добровольном порядке с учетом специфики и традиций подготовки специалистов отечественной экономики.

Технический прогресс повышает требования к выпускникам. Поэтому за 4 года качественно подготовить бакалавра без активного участия профильных предприятий и организаций в учебном процессе невозможно. Однако реальных стимулов у руководителей предприятий участвовать в образовательном процессе пока нет. Компенсировать недостаточность практики можно только за счет обучения студентов старших курсов непосредственно на рабочем месте. В академии такая возможность есть, это работа на опытном поле, в ветеринарной клинике, в филиалах кафедр, на предприятиях, научно-исследовательских лабораториях вуза.

Кроме того, студенты имеют возможность работать в составе специализированных студенческих отрядов по профилю получаемой специальности (уборочно-транспортные комплексы, ветеринарные, экологические, финансовые). Допуском для такой деятельности являются рабочие профессии (их у нас 20 наименований), которые могут получить студенты, как в рамках учебного плана, так и дополнительно по желанию. При переходе на уровневую систему необходимо сохранить традиции.

Поживем - увидим

Ольга Валкина, первый проректор - проректор по учебной работе УлГПУ:

- На протяжении многих десятилетий подготовка кадров с высшим образованием осуществлялась в рамках специалитета. А говорить о том, будет ли положительным переход на уровневую систему, можно будет только после первого выпуска. Для производственной сферы, может, удобно иметь бакалавров, для образовательных учреждений -еще не известно.

Доступность второй ступени высшего образования - магистратуры - будет зависеть от количества бюджетных мест, которые получит вуз, а это определяется политикой государства. Качество образования определяется квалификацией профессорско-преподавательского состава вуза. Проводимая реформа не должна снизить уровень подготовки выпускников-бакалавров, так как бакалавриат -это первая ступень высшего образования, которая будет реализовываться опытным педагогическим коллективом. Основываясь на традициях, которые существуют в нашем вузе на протяжении уже почти 80-ти лет, бакалавры будут получать общее высшее образование, а у магистров будут формироваться научно-практические компетенции. Выпускникам-бакалаврам нашего университета повезло, поскольку их подготовка будет вестись по двум объединенным специальностям, например, педагогика и психология дошкольного образования и иностранный язык. В этом случае возможность трудоустройства будет гораздо выше.

Идет процесс реформирования

Одним из результатов этой реформы явилось разделение высшего образования на два уровня: первый - это бакалавриат со сроком обучения 4 года, второй - специалитет со сроком обучения 5 лет и магистратура со сроком обучения 6 лет (4 года бакалавриат + 2 года магистратура). Какие же обстоятельства вынудили Россию пойти на такое разделение? С 2003 года Россия - участница Болонского процесса по созданию общеевропейского образовательного пространства. В Европе высшее образование давно уже подразделяется на 2 уровня: бакалавриат и магистратуру. Бакалавров в Европе в основном готовят колледжи, а магистров - университеты. Поскольку Россия вступила в Болонский процесс, то она обязана перейти на двухуровневую систему высшего образования.

Сегодня происходит быстрое устаревание знаний. Поэтому желательно обеспечить выпускнику относительно широкую подготовку и научить его пополнять, обновлять знания, умения и навыки по мере необходимости. Именно на такую подготовку нацелен бакалавриат. Магистратура пред-полагает более узкую и глубокую специализацию, часто магистрант ориентируется на научно-исследовательскую и/ или преподавательскую работу. Нужно подчеркнуть, что уже бакалавриат дает законченное высшее образование, и выпускник с дипломом бакалавра может претендовать на штатные должности, для которых, согласно существующей нормативно-правовой базе, предусмотрено законченное высшее образование.

Екатерина Уба, министр образования Правительства Ульяновской области:

- Высокое качество образования - это максимальное соответствие той задаче, которая должна быть решена в к ходе подготовки специалиста - выпускника высшего учебного заведения. Уже разрабатываются и внедряются Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) третьего поколения на основании четко сформулированных требований, определяемых работодателями: набор знаний, умений, навыков, которыми должен обладать выпускник (бакалавр и магистр). В вузах ведется работа по созданию новых программ с учетом перехода на новую систему образования. Эта большая работа конструирования новых программ ведется совместно с работодателями. Причем самостоятельно, с учетом региональной специфики и мнения работодателей, вуз разрабатывает 50% образовательной программы для бакалавриата (50% в соответствии с ФГОС), 70% - для магистратуры (30% в соответствии с ФГОС) и только 30% - для специалитета (70% в соответствии с ФГОС). Данное соотношение обеспечивает гибкость системы образования и ее способность адаптироваться к меняющимся условиям. Срок обучения в бакалавриате составляет 4 года, на специалитете - 5 лет, а в магистратуре - 2 года.

Магистр -менеджер

В Федеральных государственных образовательных стандартах третьего поколения описывается компетентностная модель выпускника, которая предполагает наличие общекультурных и профессиональных компетенций, которыми должен обладать выпускник вуза. Компетенции бакалавра состоят из социально-личностных, общенаучных, общепрофессиональных, экономических и организационно-управленческих компетенций, постоянных для любой области деятельности, и специальных, разрабатываемых применительно к конкретной области деятельности. Компетенции магистра -решение организационно-производственных задач при осуществлении инновационных проектов, владение современными подходами к работе с персоналом, организации научных исследований и управлению инновационной деятельностью на всех этапах жизненного цикла продукции.

Представляется, что совершенно неверным было бы сводить своеобразие российской системы высшего образования к «моноуровневой» подготовке, т.е. к отсутствию ступеней, когда все студенты, за немногими исключениями (медицина и некоторые др.), учатся в течение 5-ти лет, получая одинаковый диплом «специалиста». В действительности традиции российской высшей школы ценны фундаментальностью образования, принципом неразрывности образования и науки, наличием оригинальных научно-педагогических школ, здоровой консервативностью, сочетающейся с готовностью к инновациям. Ни одной из этих традиций не противоречат принципы Болонского процесса.

Бакалавр тоже специалист

В современных условиях у бакалавров могут возникнуть проблемы при трудоустройстве, поскольку работодатель пока еще не имеет четкого представления о том, кто такой бакалавр и на каких должностях его можно использовать. Кроме этого, вузы России в течение ближайших 5 лет будут выпускать на рынок труда и специалистов, и бакалавров, и у работодателя будет выбор: кого брать на работу. Объекты профессиональной деятельности - реальные секторы экономики, то есть организации, предприятия, учреждения, выпускающие товары, выполняющие работы и оказывающие услуги. Как правило, учиться на бакалавров идут выпускники школ, не планирующие посвятить свою жизнь науке, научно-педагогической и научно-исследовательской деятельности.

Магистратура в основном предназначена для подготовки научных, научно-исследовательских и научно-педагогических кадров из числа бакалавров и специалистов, которые имеют к этому виду трудовой деятельности определенные способности и наклонности. Объекты профессиональной деятельности: научные, научно-исследовательские подразделения, центры, институты, вузы и т.п.

Они могут преподавать в вузах России и занимать любые должности в органах власти и управления, требующие наличия высшего образования. Магистры имеют право на обучение в аспирантуре и защиту кандидатской диссертации на соискание ученой степени кандидата наук.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество