Вольница
В степь от крепостного рабства бежали барские крестьяне, от разорительных пошлин и повинностей – «черные» и посадские люди, от произвола и злоупотреблений воевод и служилых людей – все подряд. Казачья вольница в XVII столетии пополнялась чрезвычайно быстро. Отношения казачества и власти были сложными. Казаки государю присягали, но беглых не выдавали. Да и верность присяге была относительной. Дезертирство и удары в спину – обычное дело. Вот так, в 1665 году за уход с русско-польской войны был казнен через повешение старший брат Степана Разина - Иван. С этого момента Степан Разин, тоже казачий атаман, доселе исправно воевавший за царя против турок и крымских татар, потерял всякое уважение к царской службе и начал проявлять свой вольный разбойный нрав. Не жаловал он и «домовитых» (зажиточных) казаков, всячески привечая «голытьбу».
Ватага
Весной 1667 года Степан Разин собрал из «голытьбы» ватагу в 600 человек, которая продвигалась от Царицына вверх по Дону, грабя по дороге богатых казаков. По мере продвижения ватага вырастает до 2 тысяч человек, которые передвигаются на 30 стругах. Спустившись затем по Волге в Каспий, входят в реку Яик (Урал) и захватывают одноименную крепость. Стенька Разин приказывает казнить 170 человек из числа зажиточных, чем приводит в восторг бедняков. В русском эпосе «батюшка» Стенька Разин предстает добрым и щедрым атаманом, этаким русским Робин Гудом. Люди считают его колдуном, заговоренным от сабли и пули.
Княжна
Разбой в русских казачьих областях сменяется двухлетним разбоем на чужбине. В 1667–1669 годах Разин с ватагой отправляется к персидским берегам. Казаки разбили флот иранского шаха, после чего «ватага» беспрепятственно сжигала целые деревни, грабила и убивала жителей. Разин одинаково удачно «прошелся» по Баку, Дербенту, Фарабаду и Астрабаду. Среди пленников атамана оказалась дочь некоего Мамед-хана. Разин сначала сделал ее своей наложницей, а через некоторое время убил, бросив то ли в Каспий, то ли в Волгу. Этот факт отражен как в русском фольклоре, так и в описаниях свидетелей-иностранцев. Два века спустя симбирский поэт Дмитрий Садовников, вдохновленный сюжетом, написал стихи, которые легли в основу знаменитой песни «Из-за острова на стрежень».
На Русь!
Вернувшись на Дон, Разин с казаками строит крепость Кагальницкий городок, где размещается и сама «ватага», и награбленное ею добро. Сюда в огромном количестве стягиваются люди, желающие ходить в походы под предводительством атамана. В мае 1670 года на казачьем «большом круге» атаман Разин заявляет, что намерен идти сначала на Волгу, а после – на Русь, чтобы наказать изменников-бояр и дать свободу простым людям. По городам и деревням распространяются «прелестные письма» и слухи, что со Стенькой Разиным идут не просто казаки, а сам царевич Алексей Алексеевич (на самом деле умерший) и патриарх Никон. В захваченных городах казнят представителей власти, сжигают архивы и вводят казацкое управление. Следуя вверх по Волге, Разин захватывает Астрахань, Царицын, Саратов, Самару. По пути к разинцам присоединяется отряд Василия Уса, потерпевший в 1667 году неудачу под Тулой. Сторонницей Разина становится и беглая монашка Алена Арзамасская, под руководством которой были взяты Темников и Арзамас.
Как воевали?
Ведя осаду или оборону укрепленных городов, Степан Разин избегал сражений на открытой местности.
При столкновении с противником «в поле» пешее крестьянское воинство укрывалось за обозом или «гуляй-городом» из дощатых щитов с отверстиями для огнестрельного оружия, а конница обрушивалась на неприятеля.
Разин под Симбирском
Под Симбирском Степан Разин высадился 14 (4) сентября и осаждал его ровно месяц. После тяжелого боя князь Юрий Барятинский с войском отступил в район Тетюш за подкреплением из Казани, а воевода Иван Милославский с частью войска закрылся в кремле. Жители укрепленного посада («острога») впустили восставших и присоединились к ним. К Разину постоянно стекалось окрестное население, и вскоре его войско достигло 20 тысяч человек: беглые крестьяне, черемисы, чуваши, мордва. Осажденные, тем не менее, успешно отражали атаки и пресекали попытки поджечь деревянный кремль. 1 октября к городу подошёл Барятинский с подкреплением, и Разин потерпел первое свое поражение в жестоком бою у Свияги. Разбитый, раненый и едва не попавший в плен, он вновь укрылся в остроге. В ночь на 4 октября Разин сделал последнюю безуспешную попытку взять кремль приступом. Той же ночью Барятинский прибег к хитрости, переправив часть людей за Свиягу и приказав им делать окрики, будто по Московскому тракту пришло новое царское войско. Хитрость удалась. Испугавшись, Разин с одними лишь донскими казаками покинул место сражения и бежал под покровом ночи, бросив остальных. Острог был взят Барятинским, а оставшиеся мятежники разбиты и казнены. Разин вскоре также был схвачен и четвертован в Москве 16 июня 1671 года.
Легенды и параллели
Она просто не могла не появиться здесь, местная такая дежурная легенда. Судите сами: в 1670 году под стенами Симбирска был разбит Степан Разин, а ровно через 200 лет, в 1870-м, здесь родился Владимир Ульянов-Ленин. Это потому что Стенька проклял Симбирск. Дело (если верить легенде) было примерно так: спускаясь в ночи по Волжскому косогору к спасительным стругам, раздосадованный атаман обернулся в сторону города и сказал на прощание что-то вроде: «Ничего! Вот через двести лет здесь родится человек, который покончит навеки со всеми царями и боярами!». Разумеется, предсказание народного героя сбылось. Магия совпадений – клондайк для туризма, а мы не пользуемся. И ведь у Стеньки Разина до того, как он затеял всю эту смуту, тоже был повешен старший брат! После казни своего старшего брата Александра юноша Владимир Ульянов сказал: «Мы пойдем другим путем!».
Другой путь
Похоже, что это была не просто фраза, а цитата. Вся прогрессивная молодежь в конце позапрошлого века распевала задумчивую революционную песню «Есть на Волге утес». Позже ее включил в свой репертуар великий Федор Шаляпин, а впервые стихи Александра Навроцкого, положенные в основу песни, были напечатаны в «Вестнике Европы» за… 1870 (!) год, год рождения Ленина. Песня про то, как казачий атаман Степан Разин, взойдя на утес (впоследствии названный его именем), замыслил там, на его вершине, «великое дело». «И задумчив, угрюм от надуманных дум, он наутро с утеса спустился, и задумал пойти по другому пути, и идти на Москву он решился». По другому пути! Вне всякого сомнения, гимназист Ульянов знал эту песню. Не в ней ли он нашел подсказку своим мыслям в те скорбные для всей семьи дни? Не индивидуальный террор творить, а народ поднимать надо! Как Стенька Разин! Так это или нет, мы никогда не узнаем. Но наш великий (по-любому!) земляк всегда отдавал должное одному из самых замечательных своих исторических предшественников.
Справка «АиФ»:
И еще легенда о Стеньке Она, пожалуй, самая «дорогостоящая» - о разинском кладе. Считается, что атаман спрятал все награбленное золото где-то на Симбирской земле. Ведь именно ее он должен был покинуть так спешно, что вряд ли смог захватить с собой все, что хотел. По историческому преданию, Разин даже отдал какому-то старику в селе Шатрашаны записку с местом расположения клада. В ней якобы говорилось, что в сундуках хранится более 40 пудовок золота и многое множество сундуков с жемчугом. Отыскать бы его – и никаких инвестиций не надо.