Примерное время чтения: 6 минут
217

Алена Арзамасская – русская Жанна Д’Арк

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 23. АиФ-Ульяновск 05/06/2013
Фото Владимира Толстого

Время сотворения легенд

Россия постепенно восстанавливалась после разрухи, вызванной польской интервенцией. Её возрастающая мощь и укрепление центральной власти во времена первых царей династии Романовых, заставила умерить свои притязании на русские земли крымских ханов, все дальше на восток передвигалась государственная граница, тесня «осколки» Золотой орды. Восстанавливались из праха деревни, посады, города, поднимались, словно целина оскудевшие заброшенные земли, возрождались ремесла. Но чем быстрее поднималась экономика государства, тем больше усиливалась эксплуатация крестьян, на чьих плечах эта экономка и держалась. Крепостное право постепенно усиливалось, и в годы правления Алексея Михайловича, прозванного в народе Тишайшим, был отмене Юрьев день и «урочные годы», когда крестьяне имели право переходить от одного хозяина к другому. Так что, причин для народных волнений, которые вылились в итоге в крестьянскую войну Степана Разина, которая осталась в истории не только памятью о битвах и разорении многих городов Поволжья, но и многими личностями, которые стали поистине легендарными.

Одной из них признана Алена Арзамасская, повторившая судьбу героини Франции Жанны Д’Арк, женщина-атаман ставшая героиней эпосов нескольких народов. Она вошла в историю как несгибаемая воительница, отдавшая жизнь в борьбе за народную свободу.

Казалось бы, ничто не предвещало ей такой героической судьбы. Родилась Алена в крестяноской семье в Выездной слободе близ Арзамаса. Нет никаких достоверных свидетельств о том, как она монахиней… Все, что о ней известно точно, можно почерпнуть из двух «отписок» царских воевод и нескольких упоминаний в книгах ее современников-иностранцев, которые были свидетелями подавления «бунта Стеньки Разина». Но народная память сохранила рассказы о подвиге этой русской воительницы — простой крестьянки, которая села на коня, взяла в руки оружие и повела тысячи людей в битву за справедливость и народовластие. Книгу о ее судьбе написал известный русский писатель Валерий Замыслов. Правда рукопись долгие годы «пылилась в столе», и была издана только в 2002 году. Впрочем, и это литературное произведение основано не столько из исторических документах, сколько на слухах и легендах. Но то, что это была сильная личность, сыгравшая огромную роль в народном восстании, подтверждает то, что образ ее сохранился не только в русском фольклоре, но и в чувашских, татарских и башкирских сказках и преданиях.

Монахиня стала воительницей

О её молодости известно лишь то, что она очень рано стала вдовой, и горе, поразившее её было, столь нестерпимым, что она нашла для себя единственный выход – постричься в монахини женского Николаевском монастыре под Арзамасом. Здесь она обучилась грамоте, узнала секреты народного врачевания. Однако монастырский быт тяготил молодую инокиню, поэтому в самый разгар разинского восстания «старица» покинула обитель, не смотря на увещевания «сестер». Крестьянское происхождение дало о себе знать, неуёмная энергия не давала покоя душе, иосенью 1670 года она собрала вокруг себя беглых крепостных и двинула свой отряд на соединение с войском донского атамана Федьки Сидорова. По дороге к ней присоединялось множество крестьян мордовских, татарских и русских деревень, так что в конце пути в ее воинстве было уже несколько тысяч человек. Позже её отряд, объединившись с казаками, разбил войска царского воеводы Арзамаса Леонтия Шайсукова. Почти два месяца Алёна и Федька вместе с городским кругом управляли городом Темниковом, что на территории нынешней Мордовии, отстранив от власти чиновничий аппарат и решая дела по справедливости.

Тем временем над непокорным народом сгущались тучи. Восставшие, которых было около семи тысяч, готовились к обороне города, благо, при взятии им удалось захватить несколько исправных пушек. Царский воевода Юрий Алексеевич Долгоруков, посланный на подавление народного восстания, отправил против них войско во главе с воеводой Лихаревым. 30 ноября в пятнадцати верстах от Темникова у села Веденяпино повстанцы потерпели поражение, и в оставшийся почти без войска город был послан с отрядом полковник Волжинский. Когда отряд царских войск вошел в город, последние горстки восставших отчаянно обороняли воеводскую избу и собор. Алена укрылась в соборе, продолжая отстреливаться из лука. Она расстреляла все стрелы и, увидев, что дальнейшее сопротивление невозможно, отвязала саблю, отшвырнула ее и с распростертыми руками бросилась вниз к алтарю. В этой позе ее и обнаружили ворвавшиеся в храм солдаты. Среди них были иностранные наемники, и один из них оставил воспоминания об этом событии. Он восхищался в письме на родину мужеством этой женщины, одетой в боевые доспехи поверх монашеской рясы.

Она возвращается

4 декабря в город вступил с войском князь Долгоруков. Позади этой процессии вели связанных одной веревкой «вора и еретика старицу, которая воровала и войско себе збирала, Алёну, Федора Сидорова, поддержавших восстание попов Савву и Пимена и еще 15 повстанцев». Приговор воеводы был беспощаден: приведенных к нему мятежников он велел повесить на Рябчиковой горе за рекой Мокшей. Алену вместе с ее «воровскими письмами и кореньями» было приказано сжечь в срубе на главной площади Темникова. Рассказ об Алёне Арзамасской сохранился в опубликованной в Германии в 1677 году брошюре «Поучительные досуги Иоганна Фриша». В ней автор пишет: «Через несколько дней после казни Разина была сожжена монахиня, которая, находясь с ним, подобно амазонке, превосходила мужчин своей необычной отвагой. Когда часть его войск была разбита Долгоруковым, она, будучи их предводителем, укрылась в церкви и продолжала там так упорно сопротивляться, что сперва расстреляла все свои стрелы, убив при этом ещё семерых или восьмерых… Она должна была обладать небывалой силой, так как в армии Долгорукова не нашлось никого, кто смог бы натянуть до конца принадлежавший ей лук.”

Долго потом в народе передавались последние слова идущей на костер героини: «Если бы сыскатьпоболее людей, которые поступали бы, как им пристало, и бились так же храбро, тогда, наверное, поворотил бы князь Юрий вспять!».

В последующие времена образ Алены Арзамасской стал источником вдохновения для многих писателей и живописцев, воплотившись в стихах Дмитрия Кедрина, рассказах Василия Шукшина и полотнах нижегородских художников Сергея Сорокина и Галия Надеждина.А еще на месте казни не нашли даже цепей, поэтому в народе затеплилась вера, что Алена спасена, жива и вот-вот снова сядет на коня. И она возвращается – в легендах, песнях и стихах!

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах