Примерное время чтения: 6 минут
176

Хранитель истины

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 49. АиФ - Ульяновск 02/12/2009

Известнейший ульяновский краевед, кандидат исторических наук Жорес Трофимов более полувека посвятил исследованиям жизни и деятельности Владимира Ленина, всей семьи Ульяновых и многих других исторических личностей, которые составляют гордость и славу Симбирского края, - писателей, поэтов, архитекторов, художников.

Более 40 книг, сотни статей и очерков, написанных Жоресом Александровичем, являются своеобразной энциклопедией жизни Симбирска-Ульяновска.

Война не прошла мимо...

- Я родился 15 августа 1924 года в городе Могилеве в семье военного, - рассказывает Жорес Александрович. - Отец, Александр Васильевич, родом из Алексина, откуда идет род основателя Симбирска - Богдана Хитрово. Отец прошел гражданскую войну, затем жизнь мотала его по городам и гарнизонам. Он был секретарем горисполкомов Новороссийска и Туапсе, военным комендантом Сочи. В 1937 году по ложному обвинению его исключили из партии, лишили воинского звания майора. Перед самой войной мы жили недалеко от Харькова, где отец работал бухгалтером на элеваторе. Когда фашисты напали на нашу страну, мне не было еще и 17 лет. Немцы тогда быстро приближались, и отец ушел в армию, оставив на мое попечение двоих братьев - одному из них было пять лет, а другому и года не было. С ними я и отправился в Узбекистан - подальше от войны... Отец погиб через полгода под Смоленском, а мы жили на станции Голодная Степь в Ташкентской области. Там я и заканчивал десятый класс, работал слесарем, а в 1942 году пошел в армию - стал курсантом военного авиационного училища связи. Через два года меня отправили на Закавказский фронт - командиром радиовзвода. Там и застал меня конец войны...

В армии я отслужил, в общей сложности, около тридцати лет. За это время заочно закончил исторический факультет Казанского университета. В Ульяновск я впервые попал в 1960 году. Тогда два летных училища в Оренбурге, где я служил, слили в одно, и я оказался за штатом. Предлагали несколько вариантов нового места службы, и я выбрал Ульяновск - потому что уже тогда одним из главных моих интересов стала жизнь семьи Ульяновых.

Дом, где родился Ленин

Самым своим значительным открытием считаю дом, где родился Ленин. До середины шестидесятых годов во всех путеводителях было указано, что он был снесен задолго до революции или сгорел во время пожара. От места, где сейчас находится Дворец бракосочетаний, до нынешнего Мемориала шла небольшая улочка Ульянова, бывшая Стрелецкая... Там было всего семь домовладений. И я начал изучать каждое строение. Мне хотелось найти хотя бы чертежи дома, где родился Ленин. Но нашлись старожилы, которые засвидетельствовали, что тот самый дом цел! Конечно, я не мог полностью довериться только их показаниям и, в конце концов, нашел неопровержимые документы. Пошел с ними в обком КПСС, а мне там сказали, что проект мемориального комплекса утвержден, и ничего в нем менять не будут. Я спросил: "Вы дом, где родился Ленин, будете сносить?". А они опять на проект ссылаются...

Я полетел в Москву, и через своих знакомых из центральных газет мне удалось выйти на тех, кто мог принимать решения. Из кабинета редактора "Правды" по идеологии Сергея Ковалева я поговорил по телефону с Сусловым, и он предложил мне написать докладную записку. Через пару недель в Ульяновск приехала комиссия, в состав которой входил директор Центрального музея Ленина, представители центрального архива и отдела науки ЦК КПСС. Комиссия работала почти неделю, а потом состоялось бюро обкома, на которое пригласили и меня. И те же люди, что меня "строгали" за предание гласности этого факта, благодарили за то, что уберег их от роковой ошибки... Правда, еще сорок лет никто официально не признавал моего авторства этого открытия. И лишь от губернатора Сергея Морозова я получил грамоту, где он выражает мне благодарность за настойчивость и смелость.

Непочатый край работы

К 1990 году я завершил программу, которую наметил еще будучи молодым офицером - рассказ о жизни семьи Ульяновых в Поволжье: и в Ульяновске, и в Казани, и в Самаре. Ездил в разные города, неделями работал в архивах, поднимал документы. Вся эта серия книг вышла в издательствах "Молодая гвардия", "Советская Россия", Политиздат общим тиражом более миллиона экземпляров.

А после 1991 года я сосредоточился на изучении литературной истории нашего края: Карамзин, Дмитриев, Языков, Ознобишин, Гончаров, Садовников, Коринфский, Давыдов. Это непочатый край, тут можно работать и год, и два, и десять - сколько позволят здоровье и время.

Мечтаю издать на будущий год книгу "Старый Симбирск, его зодчие и историки". Уже есть много очерков об архитекторах, создавших строения, которые сейчас стали памятниками зодчества. А историки нашего края пока вообще мало кому известны - начиная с Масленицкого, самого первого, который еще в конце XVIII написал историю Симбирского наместничества, и до начала XX века.

История не терпит домыслов

Очень хочется издать книгу "Симбирские годы Владимира Ульянова".

Дело в том, что сейчас появляется много искажений истории. Недавно некий Аким Арутюнов издал двухтомник "Досье без ретуши о Ленине". Он там пишет, что отцом Владимира Ульянова был вовсе не Илья Николаевич, а доктор Покровский. Но правда в том, что Покровский впервые приехал в Симбирск под Новый, 1870 год, а с Ульяновыми он познакомился только за три месяца до рождения Владимира Ильича. Все это доказано документально. Там же этот "историк" утверждает, что директор гимназии Керенский дал выпускнику Владимиру Ульянову золотую медаль по блату, стремясь угодить его отцу... Это очевидная ложь - хотя бы потому, что, во-первых, Федор Керенский не был подчиненным Ильи Ульянова, а во-вторых, Илья Николаевич умер в январе 1886 года, а Владимир Ульянов сдавал выпускные экзамены только через полтора года. И перед кем Керенскому было выслуживаться?

Что бы там сейчас ни говорили о Ленине, его значение в нашей истории огромно и бесценно. Ленин сумел создать прочное братство народов. Я жил и в Средней Азии, и в Закавказье, и нигде ни разу не сталкивался не то что с конфликтами, но даже с неприязнью на национальной почве. Я уверен, что наследие Ленина - не только достояние истории. Это бесценный опыт... Для общества, которое существует без оглядки на прошлое, не хранит традиции, будущее - потемки...

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах