За брата отомстил…
Как известно, Великую Октябрьскую революцию в 1917 году совершили большевики во главе с Владимиром Ульяновым, а значит, наш город, породивший автора этого проекта, в какой-то мере несёт ответственность за период российской истории, длившийся без малого три четверти века.
Юные годы вождя стали неотъемлемой частью монументальной Ленинианы. Автор скульптуры Анатолий Клюев. Станковая работа. Сотворена уже при капитализме, потому невостребована и находится в мастерской скульптора. |
Итак, вопрос в том, причастен ли Симбирский период жизни Ильича к формированию у него идеи пролетарской революции или он ударился в марксизм несколько позже – учась на юриста в Казанском университете.
Впрочем, возможно, судьбы себе человек не выбирает. Некоторые мистики прослеживают связь между судьбами Владимира Ульянова и Степана Разина, который ровно за двести лет до рождения будущего вождя мирового пролетариата осаждал Симбирск. В 1663 году царский воевода Юрий Долгоруков приказал казнить за неповиновение старшего брата Степана Тимофеевича – казацкого атамана Ивана Разина. Прошло пять лет после смерти брата, и Степан поднял такой бунт, от которого содрогнулась вся Россия. В 1887 году за участие в попытке покушения на российского императора был казнён Александр, старший брат Володи Ульянова. Правда, Ульянову-младшему потребовалось несколько больше времени – тридцать лет – для того, чтобы организовать в России переворот, зато месть получилась куда более кровавой, да и последствия её всколыхнули всю планету…
Либеральное воспитание
Казалось бы, ничто в семье Ульяновых не предвещало того, что здесь вырастут двое видных революционеров. Впрочем, в литературе советских времён утверждалось, что революционность взглядов детей стала результатом именно семейного воспитания. Более того, если верить популярным в советские времена рассказам о детстве Володи Ульянова, его отец, Илья Николаевич, вольно или невольно культивировал в сознании детей революционные настроения рассказами о своих командировках в сельскую глубинку, где он инспектировал народные училища.
Однако отец будущего вождя значительную часть своего времени проводил в поездках, и на воспитание детей у него едва ли оставалось достаточно времени. Недостаток внимания со стороны отца с лихвой компенсировался избытком материнского внимания. Мария Александровна, дочь врача-физиотерапевта, надворного советника Александра Бланка, сама получила весьма основательное домашнее образование, которого, кстати, оказалось достаточно, чтобы в 1863 году без проблем сдать экзамен на звание домашней учительницы. Так что, по сути, оба родителя в семье Ульяновых были профессиональными педагогами и, вероятно, искренне считали, что процесс воспитания детей находится у них под полным контролем.
Но воспитание это, как оказалось, было довольно либеральным. Во всяком случае, родители насильно не гоняли детей в церковь и разрешали читать всё, что им нравится. Модный в те времена роман Чернышевского «Что делать?» Володя Ульянов прочёл в возрасте пятнадцати лет. Впоследствии, уже после того, как революция свершилась, Ильич дал роману принципиальную политическую оценку: «Под его влиянием сотни людей делались революционерами… Он, например, увлёк моего брата, он увлёк и меня. Он меня всего глубоко перепахал».
Так что когда в 1887 году пришло известие об аресте и казни брата Александра, то оно уже «легло» в перепаханное сознание будущего вождя революции и дало известные всем всходы. Однако сведения о мечте Ульянова-гимназиста стать революционером встречаются только в художественной литературе советского периода. Какой-либо достоверной информации о революционной деятельности молодого Ленина в Симбирский период его жизни не существует.
Правда, о перемене мировоззрения свидетельствует тот факт, что в 1886 году он вышел из Симбирского религиозного общества Преподобного Сергия Радонежского и вообще порвал с религией. Так что, вероятно, труды Маркса он почитывал ещё до поступления в Казанский университет. Кстати, рекомендовал его для поступления в университет директор гимназии Фёдор Керенский, отец будущего главы Временного правительства, который в своих воспоминаниях утверждал буквально следующее: «Ни в гимназии, ни вне её не было замечено за Ульяновым ни одного случая, когда бы он словом или делом вызвал в начальствующих и преподавателях гимназии непохвальное о себе мнение».
Ленин как ресурс развития
Насколько Симбирский период жизни оказал влияние на политические взгляды Владимира Ульянова, можно лишь строить домыслы. А вот то, что судьба Симбирска-Ульяновска оказалась напрямую связана с именем Ульянова-Ленина, совершенно очевидно, хотя и далеко неоднозначно. Например, недавно ушедший из жизни директор Государственного музея-заповедника «Ульяновск – родина Ленина» Александр Зубов утверждал, что в период сталинского правления делалось всё, чтобы превратить Ульяновск в захолустный городишко – у него был даже отнят статус губернского центра, здесь не строилось крупных предприятий даже в период бурной индустриализации 30-х годов прошлого века. Причиной тому была ревность Отца Народов к славе вождя революции.
Сколько-нибудь серьёзная современная промышленность здесь появилась только во время Великой Отечественной войны, когда в Ульяновск начали эвакуировать предприятия с оккупированных и находящихся под угрозой оккупации территорий.
Только в середине 60-х годов, когда вся страна начала готовиться к 100-летию со дня рождения Ленина, Ульяновск начал стремительно развиваться благодаря статусу родины вождя. В 1970 году Ульяновская область была даже награждена орденом Ленина! И тогда же Ульяновск стал одним из главных туристических центров СССР.
В апреле 1870 года, когда родился Володя Ульянов, над Россией пролетела комета Баннета. И это был великий знак... |
Всякий, кто жил в то время в городе, наверняка помнит толпы иностранцев, причём не только из стран «народной демократии». Для них был даже открыт магазин «Берёзка» в гостинице «Венец», где на марки, фунты, франки и доллары можно было приобрести всё, что угодно – особенно значки с советской символикой. Пока идеи коммунизма оставались в силе, имя Ленина было популярно во всём мире, так что строительство Ленинского мемориального комплекса тогда было не просто «инвестициями» в идеологию, но и достаточно эффективным коммерческим проектом. В 1980 году Ульяновским облисполкомом было принято решение о начале проекта «Родине Ленина – 125». К очередной дате город рассчитывал получить не меньшее внимание от союзного руководства, чем к столетию вождя.
Город первой категории
Ульяновск уже был готов сделать следующий шаг в светлое будущее. Как известно, в 80-е годы, когда в стране возник товарный дефицит, каждый населённый пункт СССР был отнесён к одной из «категорий снабжения». Всего их было четыре - особая, первая, вторая и третья. В списки городов особой и первой категории вошли ведущие индустриальные центры, такие как Москва, Ленинград, Баку, Донбасс, Караганда, Восточная Сибирь, Дальний Восток, Урал. Эти города и территории получали продукты питания и промышленные товары в первую очередь и по более высоким нормам. К
Когда первым секретарём Ульяновского обкома КПСС стал Геннадий Колбин, он поставил вопрос о переводе Ульяновска в первую категорию. Как же! Родина Ленина – одна из «витрин» Советского Союза, а значит, не к лицу её жителям толкаться в очередях за синими курами и получать двести грамм колбасы в одни руки. Однако осуществить своё намерение он не успел - помешало связанное с «перестройкой» углубление экономического кризиса и назначение Геннадия Васильевича первым секретарём компартии Казахстана. Так что колбасы без талонов ульяновцы при советской власти так и не дождались.
Впрочем, и нынешнее областное руководство продолжает делать ставку на имя Ленина как бренд, позволяющий развивать идеологический туризм, поскольку есть ещё страны, где коммунистическая идеология является главенствующей. Когда активно продвигалась идея о выносе тела Ленина из мавзолея, местные власти заявляли, что готовы «приютить» вождя в Ульяновске – вместе с мавзолеем! Впрочем, пока все эти планы особого успеха не имеют, поскольку китайских и вьетнамских коммунистов экономика сейчас заботит куда больше, чем идеология. Тем не менее, нельзя не признать, что Ульянов-Ленин – самая значимая историческая личность среди наших земляков, оказавшая наибольшее влияние на судьбы человечества.