За брата отомстил…
Как известно, Великую Октябрьскую революцию в 1917 году совершили большевики во главе с Владимиром Ульяновым, а значит, наш город, породивший автора этого проекта, в какой-то мере несёт ответственность за период российской истории, длившийся без малого три четверти века.
![]() |
---|
Юные годы вождя стали неотъемлемой частью монументальной Ленинианы. Автор скульптуры Анатолий Клюев. Станковая работа. Сотворена уже при капитализме, потому невостребована и находится в мастерской скульптора. |
Итак, вопрос в том, причастен ли Симбирский период жизни Ильича к формированию у него идеи пролетарской революции или он ударился в марксизм несколько позже – учась на юриста в Казанском университете.
Впрочем, возможно, судьбы себе человек не выбирает. Некоторые мистики прослеживают связь между судьбами Владимира Ульянова и Степана Разина, который ровно за двести лет до рождения будущего вождя мирового пролетариата осаждал Симбирск. В 1663 году царский воевода Юрий Долгоруков приказал казнить за неповиновение старшего брата Степана Тимофеевича – казацкого атамана Ивана Разина. Прошло пять лет после смерти брата, и Степан поднял такой бунт, от которого содрогнулась вся Россия. В 1887 году за участие в попытке покушения на российского императора был казнён Александр, старший брат Володи Ульянова. Правда, Ульянову-младшему потребовалось несколько больше времени – тридцать лет – для того, чтобы организовать в России переворот, зато месть получилась куда более кровавой, да и последствия её всколыхнули всю планету…
Либеральное воспитание
Казалось бы, ничто в семье Ульяновых не предвещало того, что здесь вырастут двое видных революционеров. Впрочем, в литературе советских времён утверждалось, что революционность взглядов детей стала результатом именно семейного воспитания. Более того, если верить популярным в советские времена рассказам о детстве Володи Ульянова, его отец, Илья Николаевич, вольно или невольно культивировал в сознании детей революционные настроения рассказами о своих командировках в сельскую глубинку, где он инспектировал народные училища.
Однако отец будущего вождя значительную часть своего времени проводил в поездках, и на воспитание детей у него едва ли оставалось достаточно времени. Недостаток внимания со стороны отца с лихвой компенсировался избытком материнского внимания. Мария Александровна, дочь врача-физиотерапевта, надворного советника Александра Бланка, сама получила весьма основательное домашнее образование, которого, кстати, оказалось достаточно, чтобы в 1863 году без проблем сдать экзамен на звание домашней учительницы. Так что, по сути, оба родителя в семье Ульяновых были профессиональными педагогами и, вероятно, искренне считали, что процесс воспитания детей находится у них под полным контролем.
Но воспитание это, как оказалось, было довольно либеральным. Во всяком случае, родители насильно не гоняли детей в церковь и разрешали читать всё, что им нравится. Модный в те времена роман Чернышевского «Что делать?» Володя Ульянов прочёл в возрасте пятнадцати лет. Впоследствии, уже после того, как революция свершилась, Ильич дал роману принципиальную политическую оценку: «Под его влиянием сотни людей делались революционерами… Он, например, увлёк моего брата, он увлёк и меня. Он меня всего глубоко перепахал».
Так что когда в 1887 году пришло известие об аресте и казни брата Александра, то оно уже «легло» в перепаханное сознание будущего вождя революции и дало известные всем всходы. Однако сведения о мечте Ульянова-гимназиста стать революционером встречаются только в художественной литературе советского периода. Какой-либо достоверной информации о революционной деятельности молодого Ленина в Симбирский период его жизни не существует.
Правда, о перемене мировоззрения свидетельствует тот факт, что в 1886 году он вышел из Симбирского религиозного общества Преподобного Сергия Радонежского и вообще порвал с религией. Так что, вероятно, труды Маркса он почитывал ещё до поступления в Казанский университет. Кстати, рекомендовал его для поступления в университет директор гимназии Фёдор Керенский, отец будущего главы Временного правительства, который в своих воспоминаниях утверждал буквально следующее: «Ни в гимназии, ни вне её не было замечено за Ульяновым ни одного случая, когда бы он словом или делом вызвал в начальствующих и преподавателях гимназии непохвальное о себе мнение».
Ленин как ресурс развития
Насколько Симбирский период жизни оказал влияние на политические взгляды Владимира Ульянова, можно лишь строить домыслы. А вот то, что судьба Симбирска-Ульяновска оказалась напрямую связана с именем Ульянова-Ленина, совершенно очевидно, хотя и далеко неоднозначно. Например, недавно ушедший из жизни директор Государственного музея-заповедника «Ульяновск – родина Ленина» Александр Зубов утверждал, что в период сталинского правления делалось всё, чтобы превратить Ульяновск в захолустный городишко – у него был даже отнят статус губернского центра, здесь не строилось крупных предприятий даже в период бурной индустриализации 30-х годов прошлого века. Причиной тому была ревность Отца Народов к славе вождя революции.
Сколько-нибудь серьёзная современная промышленность здесь появилась только во время Великой Отечественной войны, когда в Ульяновск начали эвакуировать предприятия с оккупированных и находящихся под угрозой оккупации территорий.
Только в середине 60-х годов, когда вся страна начала готовиться к 100-летию со дня рождения Ленина, Ульяновск начал стремительно развиваться благодаря статусу родины вождя. В 1970 году Ульяновская область была даже награждена орденом Ленина! И тогда же Ульяновск стал одним из главных туристических центров СССР.
![]() |
---|
В апреле 1870 года, когда родился Володя Ульянов, над Россией пролетела комета Баннета. И это был великий знак... |
Всякий, кто жил в то время в городе, наверняка помнит толпы иностранцев, причём не только из стран «народной демократии». Для них был даже открыт магазин «Берёзка» в гостинице «Венец», где на марки, фунты, франки и доллары можно было приобрести всё, что угодно – особенно значки с советской символикой. Пока идеи коммунизма оставались в силе, имя Ленина было популярно во всём мире, так что строительство Ленинского мемориального комплекса тогда было не просто «инвестициями» в идеологию, но и достаточно эффективным коммерческим проектом. В 1980 году Ульяновским облисполкомом было принято решение о начале проекта «Родине Ленина – 125». К очередной дате город рассчитывал получить не меньшее внимание от союзного руководства, чем к столетию вождя.
Город первой категории
Ульяновск уже был готов сделать следующий шаг в светлое будущее. Как известно, в 80-е годы, когда в стране возник товарный дефицит, каждый населённый пункт СССР был отнесён к одной из «категорий снабжения». Всего их было четыре - особая, первая, вторая и третья. В списки городов особой и первой категории вошли ведущие индустриальные центры, такие как Москва, Ленинград, Баку, Донбасс, Караганда, Восточная Сибирь, Дальний Восток, Урал. Эти города и территории получали продукты питания и промышленные товары в первую очередь и по более высоким нормам. К
Когда первым секретарём Ульяновского обкома КПСС стал Геннадий Колбин, он поставил вопрос о переводе Ульяновска в первую категорию. Как же! Родина Ленина – одна из «витрин» Советского Союза, а значит, не к лицу её жителям толкаться в очередях за синими курами и получать двести грамм колбасы в одни руки. Однако осуществить своё намерение он не успел - помешало связанное с «перестройкой» углубление экономического кризиса и назначение Геннадия Васильевича первым секретарём компартии Казахстана. Так что колбасы без талонов ульяновцы при советской власти так и не дождались.
Впрочем, и нынешнее областное руководство продолжает делать ставку на имя Ленина как бренд, позволяющий развивать идеологический туризм, поскольку есть ещё страны, где коммунистическая идеология является главенствующей. Когда активно продвигалась идея о выносе тела Ленина из мавзолея, местные власти заявляли, что готовы «приютить» вождя в Ульяновске – вместе с мавзолеем! Впрочем, пока все эти планы особого успеха не имеют, поскольку китайских и вьетнамских коммунистов экономика сейчас заботит куда больше, чем идеология. Тем не менее, нельзя не признать, что Ульянов-Ленин – самая значимая историческая личность среди наших земляков, оказавшая наибольшее влияние на судьбы человечества.