Но того лучше, когда у бездомного будет свой кров, хотя бы временный - это тоже понимали в старину. Поэтому в начале 1885 года в Симбирске открылся ночлежный дом.
Иваны, не помнящие родства
Проблема, связанная с людьми обездоленными, лишёнными еды и крова, стара, как мир. Неаппетитное зрелище опустившейся публики во все века законно смущало взоры и мысли благопристойных обывателей. Тем более, что среди бродяг скрывалось довольно много откровенно криминальных субъектов. Подобные деятели уверяли, что не помнят ни родни своей, ни родины и «утверждали, несмотря на бороду свою и здравый рассудок, что сами не знают, кто и откуда они, а век свой шатаются, где день, где ночь». На казённом языке таких именовали «бродягами, не помнящими родства», а народ называл Иванами Непомнящими.
Принятое ещё во времена Петра Первого законодательство было настроено к бездомным и бродягам весьма радикально - деклассированный элемент, угодивший в руки полиции, тюремным этапом отправлялся к месту постоянного жительства; после третьей поимки любитель путешествий двигал прямым ходом к месту вечного поселения в Сибирь. Однако строгость российских законов всегда смягчалась необязательностью их исполнения.
Беда и богатого бездомит
Но время шло, смягчались нравы. В стране для бродяг и бездомных открывались ночлежные дома. Дошла очередь и до Симбирска. 23 ноября 1884 года Симбирская Городская Дума постановила: «Немедленно же открыть ночлежный дом, на следующих основаниях: 1) с лиц, желающих воспользоваться ночлегом, никакой платы не взимается; 2) прием ночлежников в помещение приюта, а равно выпуск их после ночлега производится только в определенные часы вечера и утра... и 3) ночлежники пользуются одним только даровым ночлегом». На первоначальное обзаведение ночлежного дома было выделено из городской казны 535 рублей.
Ночлежный дом начал функционировать в январе 1885 года. Он помещался в двухэтажном доме на Кирпичной (ныне Мира) улице: вверху пять комнат и 30 коек для мужчин, в нижнем этаже три комнаты на 20 женщин. В ноябре 1888 года ночлежный дом был переведён в специально купленное здание на Московской (ныне Ленина) улице, против Богоявленской церкви.
Городом на содержание ночлежного дома выделялось по 300 рублей ежегодно. Но получалось так, что расходовалось их всегда значительно менее, чем выделялось. В голодном 1891 году ночлежный дом принял рекордное число - 57001 человека, 54019 мужчин и 2982 женщины, и это при собственном населении города, едва превышавшем цифру в 40 тысяч человек!
От дома ночлежного - к Дому трудолюбия
Не только приютить, но и дать возможность заработать оказавшимся за бортом людям - такой оказалась следующая задача симбирской благотворительности. Летом 1894 года Симбирск посетил прославленный российский проповедник, протоиерей Иоанн Кронштадский. Он пожертвовал 200 рублей и дал пастырское благословение на открытие в Симбирске Дома трудолюбия - специального заведения, в котором бездомные бродяги и городская беднота бесплатно могли учиться грамоте и необходимым ремёслам. В два месяца горожане пожертвовали на Дом трудолюбия 5420 рублей.
В апреле 1895 года Дом трудолюбия был открыт в том самом ночлежном доме на Московской улице. Здесь обучали сразу 14 профессиям: сапожному, переплётному, столярному ремеслу, производству папиросных гильз, рогож, матов, плетению корзин, лаптей, склеиванию коробок. Дешёвые и добротные изделия воспитанников разлетались из особой лавки на толкучем рынке. Симбирский Дом трудолюбия имел такой авторитет, что, когда вечно поглядывающая на нас свысока Казань решила устроить подобное заведение, «Казанский городской голова приехал в Симбирск ознакомиться с устройством нашего дома и заведенными в нем порядками, так как ему указан был наш работный дом как образцовое учреждение этого рода».
В общем, знай наших!..