Фасад украшают фигуры гордых птиц. Правда, вид гордые птицы имеют печальный: цемент обвалился, из крыльев торчат арматурные пруты. Да и само здание выглядит удручающе. Уникальный памятник архитектуры начала ХХ века давно уже нуждается в реставрации…
На купеческие деньги
Красивейшее каменное здание эпохи модерна было построено в 1907 году по проекту местного архитектора Леонида Анненкова. К сожалению, сам Леонид Митрофанович скоропостижно скончался за два года до окончания строительства, в 1905 году, и проконтролировать возведение постройки не смог. А подрядчик, по свидетельству очевидцев, исказил великолепный замысел зодчего. Тем не менее, здание получилось оригинальное, подобные ему в городе вряд ли найдутся.
Здесь находился доходный дом купцов Забориных, то есть дом, где помещения сдавались внаём.
В том же доме по соседству с гостиницей в августе 1914 года открылась аптека. В войну на ее территории располагалась галеновая лаборатория, где готовили настойки и несложные препараты. Позже там работала лаборатория санэпидемстанции.
- Это была первая муниципальная аптека Симбирска, - рассказывает краевед Алексей СЫТИН. - До этого были лишь частные и казённые (государственные). Примечательно, что в здании на углу переулка Комсомольского и улицы Энгельса до сих пор находится аптека. Большую часть помещений доходного дома купцов Забориных занимали номера «Прогресс» - одной из симбирских гостиниц. Напротив располагалась баня с таким же названием. Вложения в недвижимость по сей день считаются одним из наиболее надёжных вложений капитала. Забориным принадлежало также здание ресторана «Россия» на улице Карла Маркса, там была гостиница, а жили они в особняке на перекрёстке улиц Гагарина и Орлова. Судьба этой семьи печальна. В начале 1918 года вышел приказ об аресте трёх симбирских купцов - Шатрова, Заборина и Забродина. Их обвинили в том, что они якобы предлагали по 100 рублей за убийство каждого большевистского лидера. Правда, арестовать удалось только Заборина и Забродина. Шатров как раз находился в отъезде, а потом и вовсе скрылся. Я полагаю, что большевиков больше привлекала купеческая собственность. Она была тут же конфискована. Видимо, купцов расстреляли сразу же после ареста. В ту пору лютовали первые революционные трибуналы. С таким обвинением вряд ли арестованным следовало надеяться на освобождение. Семья Забориных была довольно закрытой, в общественной жизни города участвовала мало, о них не сохранилось практически никаких сведений. Однако их имена прочно вписаны в историю Симбирска благодаря тому, что они подарили городу несколько замечательных зданий.
Мы не столь богаты зодчеством
- Сегодня в здании располагается Ульяновский государственный политехнический университет, многие помещения сдаются в аренду, - продолжает Алексей Сергеевич. - К сожалению, дом с орлами за всю историю существования ни разу не реставрировался. В конце 80-х годов прошлого века институт «Спецпроектреставрация» подготовил проект восстановления здания. Однако успели заменить лишь несколько гипсовых фигур на фасаде. Затем в стране начались сложные времена, стало не до памятников культуры. А жаль, потому что наш город не столь богат архитектурой, чтобы не беречь, не сохранять и не реставрировать замечательные памятники зодчества.
Сегодня фасад здания находится в ужасном состоянии: утрачено несколько лепных птиц и изумительный чугунный парапет с масками неких мифологических существ. сохранившиеся орлы разваливаются, наружная лепнина и балкон, кажется, того и гляди обвалятся на головы прохожих... Судя по всему, редкостному произведению архитектуры в обозримом будущем грозит полное уничтожение.
Социалистическое продолжение
- Во время Великой Отечественной войны в доме с орлами располагался обком комсомола, - рассказывает краевед Сергей Петров, - за что переулок получил название Комсомольский. Его стоило бы сохранить даже и за то, что в 1943 году в этом здании комсомольцу Андрею Сахарову, будущему академику и диссиденту торжественно вручили почетную грамоту ЦК ВЛКСМ за крупное рационализаторское предложение. Это замечательный, хотя и малоизвестный исторический факт.
- Здание находится в пользовании конкретной организации, - вздыхает главный архитектор Государственного историко-мемориального музея-заповедника «Родина В.И. Ленина» Людмила Козлова. - У него есть хозяин. Он просто обязан заниматься реставрационными работами. Сотрудники и руководство заповедника писали письма арендатору, требовали реставрации, однако воз и ныне там… Дошло до того, что однажды на балконе березка выросла. Когда в городе появился комитет по охране культурного наследия, здание было передано в его ведение.
Мы попросили прокомментировать ситуацию председателя комитета по охране культурного наследия Шарпудина Хаутиева. Вот что он сказал:
- В 2009 году арендаторами были заключены охранные обязательства, согласно которым руководство должно сделать проектную документацию в течение 2010-11 годов, а реставрационные работы - до сентября 2012 года. Кроме того, им было предложено вступить в программу «Культурная Россия», чтобы получить федеральные средства на реставрацию здания. Сегодня дом представляет собой памятник архитектуры регионального значения. Возможно, со временем удастся перевести здание на федеральный уровень. Комитет контролирует исполнение охранных обязательств. У нас составлен график проверок. Если в результате проверки выяснится, что научно-проектная документация не готова в срок или реставрация не завершена, это будет расцениваться как административное нарушение. На виновного будет наложен штраф. Для памятников регионального значения сумма штрафа составляет от 200 тысяч рублей.
Кажется, дому осталось потерпеть совсем немного - два-три года, и его отреставрируют. Однако сумма штрафа во много раз меньше стоимости реставрационных работ. К тому же иски в суде бродят годами. Дождётся ли здание восстановления - вопрос…