Первым корпусом Филиала МГУ имени Ломоносова в Ульяновске, а потом УлГУ, стало зданиена улице Льва Толстого, 42, построенное в 1911 году для Дворянского земельного и Крестьянского поземельного банков по проекту знаменитого симбирского зодчего Федора Ливчака. До наших дней оно сохранило славу уникального образца симбирского модерна.
По замыслу – изба
В начале двадцатого столетия Дворянский земельный и Крестьянский поземельный банки, занимающиеся кредитованием и продажей земли, строили свои здания во многих городах России. Правление банка к вопросу строительства относилось серьезно, обязательно объявляло конкурс на лучший проект, поэтому здания, возведенные на средства банкиров, как правило, становились заметными архитектурными сооружениями. В Симбирске в конкурсе победил Федор Ливчак, выпускник Института гражданских инженеров императора Николая I в Санкт-Петербурге.
На суд комиссии Ливчак представил два проекта в духе «новейших русских мотивов». Первый – с «московскими веяниями», а второй – «в формах финлянского стиля».
Объясняя свой замысел, архитектор писал: «В идее осуществлённого проекта лежало олицетворение здания Крестьянского банка в виде колоссальной избы с характерной двускатной коньковой крышей».
До мельчайших нюансов
П-образное трехэтажное здание в проекте представляло собой компактную композицию разновеликих объёмов с очень выразительным по рисунку венчанием. Стержень композиции составляла центральная часть, украшенная бронзированными вставками, майоликовым фризом и мозаичным панно, очень символичным. Его венчал герб Симбирска на фоне восходящего над волжскими горизонтами солнца. В простенках центрального окна зодчий нарисовал двух гигантских сов – символ мудрости. А в отделке фасада фигурировали русские мотивы: гамаюн птица вещая, райская птица, гриб-мухомор, бочонки, блюда…
Как истинный мастер модерна Ливчак проектировал и интерьеры своих построек. Лепной декор представлял собой широкие фризы, заполненные листьями лопухов, подсолнухов, малины. Прорастающие сквозь стены и потолки растительные мотивы придавали даже одинаковым по размерам помещениям разнообразие и оригинальность. Полностью сохранившийся до наших дней интерьер зала заседаний банка позволил в полной мере оценить замысел художника.
Ливчак проработал свою художественную идею вплоть до мельчайших нюансов. Выполненная по его рисункам мебель зала заседаний, словно вырастала из самого пространства интерьера, образуя с ним и зданием в целом неразрывное единство.
Этим проектом Ливчак покорил сердца банкиров сразу нескольких крупных губерний Российской империи и получил большие заказы. Так в Курске, Тамбове и Нижнем Новгороде появились земельные банки с симбирскими корнями.