Завещание Карамзина
В конце ХIХ века лечением душевнобольных в Симбирске занимались в одном из отделений Александровской больницы, которое, по словам современников, находилось в ужасном состоянии. Его сравнивали с «дантовым адом» и считали позором для губернского города. Поэтому, когда речь зашла о нуждах лечебных учреждений, 12 декабря 1890 года Симбирское губернское земское собрание пришло к выводу: «…что из числа богоугодных заведений, в которых ощущается в настоящее время несомненная потребность для всей губернии, следует признать учреждение колонии душевнобольных…».
Историограф Николай Михайлович КАРАМЗИН не имеет прямого отношения к лечебному заведению, возникшему спустя несколько десятилетий после его смерти. «Жёлтый дом», а именно так в старину именовались психиатрические лечебницы, возводился в память о нём по посмертной воле его сына – Владимира Николаевича Карамзина. Он скончался 7 августа 1879 года в Курской губернии, оставив завещание:
«Вырученную из продажи дома моего сумму отдаю я в распоряжение губернского земского собрания Симбирской губернии, с тем, чтобы оно на этот капитал устроило в губернском городе или в окрестностях оного, или наконец там, где оно сочтет более удобным, в пределах губернии, какое-либо благотворительное, по своему усмотрению, заведение, а именно: больницу, богадельню, приют и т. п., чтобы на сооруженном таким образом здании (или зданиях) имелась следующая подпись: «В воспоминание Александры Ильиничны Карамзиной сооружено памяти Николая Михайловича Карамзина».
Таким образом Владимир Николаевич хотел увековечить память отца и своей горячо любимой супруги. Через два года после соблюдения надлежащих формальностей 125 тысяч рублей (огромная по тем временам сумма) поступили в распоряжение Симбирской земской управы. Деньги были положены в банк под проценты. За время обсуждения многочисленных проектов сумма увеличилась почти втрое.
Убедительный Насакин
О сооружении психиатрической лечебницы первым заговорил Владимир Николаевич НАСАКИН. Запись из летописи Симбирска: «Уже решение земства склонялось в пользу проекта устройства художественного музея с рисовальной школой, блестяще защищенного В.Н. Поливановым и поддержанного благодаря его стараниям и связям академией художеств, когда председателем Сызранской Земской Управы В.Н. Насакиным (имя которого не следовало бы забывать Карамзинской Колонии) был внесен и твердо защищен проект «радикальной реформы лечения и призрения душевнобольных, путем устройства Колонии по образцу Тверского Земства».
Новый проект был передан на рассмотрение конференции врачей Александровской больницы, которые возвратили его с заключением, что устройство колонии, а также ее содержание стоит слишком дорого… К счастью, Насакин был человеком не только просвещенным, но и энергичным. Не обескураженный заключением конференции врачей, он собрал точные данные о Тверской колонии, составил объяснительную записку и разослал её всем гласным, доказав, что цифра, названная врачами, - 800.000 тысяч рублей - преувеличена в 4 раза.
В 1892 году проект был утвержден, а в 1893-м земство арендовало в 12 верстах к югу от города 300 десятин – удельный участок «урочище Вышка». По своему расположению место идеально подходило для размещения колонии душевнобольных: оно было достаточно далеко от города, в шаговой доступности от Волги и представляло собой участок неосвоенной территории, на которой впоследствии образовался посёлок.
29 июня 1895 года состоялась закладка колонии. Над проектом работал архитектор Михаил Григорьевич АЛЯКРИНСКИЙ, которому активно помогал приглашенный на должность главного врача Василий Александрович КОПОСОВ. Окончательный вид здания приобрели под руководством известного по всей России архитектора Фёдора ЛИВЧАКА. За основу был взят проект знаменитого психиатра Петра Петровича КАЩЕНКО. Высокие потолки и широкие коридоры строящихся зданий были призваны облегчить страдания пациентов, которые и без того испытывали на себе давящее ощущение болезни.
16 июля 1898 года была открыта Карамзинская колония душевнобольных Симбирского губернского земства. В фойе центрального входа 1-го мужского корпуса (самого большого и первого выстроенного из зданий колонии) была, как завещал Карамзин, установлена памятная мраморная доска. Вместимость «жёлтого дома» составляла 500 коек (на два корпуса).
Уникальная Колония
Под руководством главного врача и основателя поселения - Василия Копосова урочище Вышки преобразилось, стало самостоятельным населенным пунктом с развитой инфраструктурой и самоокупаемостью. Здесь были корпуса для больных, мастерские, кузница, поля, сады, молочная ферма на 30 коров, конюшня на 20 лошадей, стадо из 300 овец, восемь озёр с рыбой и даже электродизель. Для Симбирска случай уникальный: лечебное учреждение стало градообразующим предприятием.
Копосов активно применял трудотерапию, что приносило хороший результат, и не только медицинского толка: излечившиеся пациенты часто оставались работать при колонии, пополняя ряды жителей посёлка.
Развивались и другие направления, в том числе просветительские: в поселке построили школу, театр и церковь Святого Равноапостольного князя Владимира. Регулярно устраивались литературные вечера, существовал даже свой оркестр. Врачи колонии считали, что больной не должен оставаться с глазу на глаз со своими страданиями, он должен быть занят, эти задачи и лечения, и устройства их быта понимал весь коллектив больницы. Копосов был гуманистом: медицинский талант он сочетал с просветительской работой, являлся одним из членов-учредителей Симбирской губернской учёной архивной комиссии и местного общества эсперантистов, играл на мандолине. В память о первом директоре был построен павильон Копосова, архитектором которого стал Ливчак.
В традициях Копосова
Всего 42 года назад были построены верхние корпуса психиатрической больницы, рассчитанные на круглосуточное пребывание больных, с дневным стационаром и диспансером. Появившееся не так давно отделение социальной реабилитации позволяет пациентам, прошедшим курс лечения, вернуться к нормальной жизни и адаптироваться к ней без стрессов.
Традиции психиатрической помощи Копосова успешно наследуются и применяются на практике. Как результат, стандартный срок пребывания больных стал короче - 86 дней (со 116-ти несколько лет назад). Своевременная диагностика заболеваний и применение новейших препаратов вкупе с работой квалифицированного персонала позволяет улучшать качество психиатрической помощи населению по всем направлениям. В перспективе - строительство новых корпусов, в которых разместятся пациенты из уже порядком устаревших «нижних».
Франц ПИОНТКОВСКИЙ, главный врач больницы:
Уверен, что благодаря программе модернизации больница смогла приобрести новое современное оборудование для диагностики и лабораторных исследований, сделать ремонт внутри и снаружи корпусов, а также заменить асфальтовое покрытие территории. «Преображение» лечебного учреждения только начинается, хотя за сравнительно короткий срок удалось сделать то, что годами откладывалось.