В 1909 году городским головой стал Леонид Иванович Афанасьев. За короткий срок он вывел Симбирск в тридцатку лучших и передовых городов России. При нём в городе были обустроены улицы, построена электростанция, реконструирован водопровод, реформирована система городского самоуправления.
Сумел поднять на дыбы
«За глаза в Симбирске его называли «американцем». И не только машина «Форд», в которой он разъезжал по городу, и американская пилотка, его неизменный летний головной убор, были тому причиной. В России тех лет слово «американец», «по-американски» являлись синонимами невиданного размаха, предприимчивости в сочетании с энергичной деятельностью.», Этим-то и отличался Леонид Иванович Афанасьев от прежних отцов города. Всего за несколько лет он сумел поднять на дыбы «сонный город», как издавна называли Симбирск, и отправить его вскачь в погоню за лучшими достижениями цивилизации– такой блестящей характеристикой открывает свою книгу «Городской голова Леонид Иванович Афанасьев» научный сотрудник Ульяновского краеведческого музея Татьяна ГРОМОВА.
После манифеста 1905 года, когда была объявлена свобода слова, в Симбирске появилось много изданий, которые и хвалили, и ругали городскую власть на все лады. Равнение – на столицы.
Новая структура городского самоуправления в России появилась в 1870 году, когда правительство Александра II приняло городскую реформу. Вся власть в городе закреплялась за городским головой, который возглавлял как Городскую думу (распорядительный орган), так и Городскую управу (исполнительный орган).
Леонид Иванович Афанасьев вершил дела в Симбирске восемь лет – с 1909-го по 1917 год.
Строя планы преобразования города, он равнялся не на какой-то средний российский город с бюджетом, равным симбирскому, а на столицы – Москву, Петербург. Предшественник Афанасьева – потомственный почетный гражданин Симбирска Михаил Алексеевич Волков десять лет руководил Управой, вел дела по старинке, не спеша. Город при нем топтался на месте: планов было громадье, но средств не хватало. А брать в долг Волков опасался. В то время как в стране строились фабрики, заводы, электростанции, в некоторых городах появлялись трамваи, Симбирск продолжал жизнь на деревянных тротуарах из прогнивших досок.
Как городской голова Афанасьев начал с того, что ввел в Управе систему бухгалтерского учета всего городского хозяйства и пересмотрел нормы городского налогообложения. К концу 1912 года со всего недвижимого имущества города было собрано налогов почти втрое больше, чем в 1907 году. Леонид Иванович, ориентируясь на европейские города, которые жили в долг, но процветали, смело брал кредиты на благоустройство и развитие Симбирска.
А начал он с замощения улиц. Плохие дороги были притчей во языцех. «Перевозка груза из Астрахани в Симбирск стоит десять-двенадцать копеек с пуда, а от симбирской пристани на его базар – двадцать копеек. И все это из-за скверной дороги, которая состоит из сплошных ям, наполненных до колен грязью», – писала газета «Симбирянин».
К 1913 году было заасфальтировано более двух тысяч квадратных саженей улиц и тротуаров, замощено восемнадцать верст.
Центральные улицы приобрели ухоженный вид, но оставались незамощенными окраины. Работы по мощению городских улиц продолжались вплоть до революции.
Второй городской проблемой был водопровод, его построили в Симбирске еще в 1872 году. Некто Оглоблин, побывавший в Симбирске в начале двадцатого столетия, писал в своих заметках о городе: «Водопровод оказался очень полезным для пожарных целей, а для питья вода почти не годится. Он берет воду из того места Свияги, где плотина городской мельницы образовала стоячий, загнивающий пруд… А в 20-30 саженях выше и ниже по реке места с чистой водой… Просто непостижимо влечение российское к грязи и вони».
Проект реконструкции городского водопровода Афанасьев заказал москвичам. По нему новый водозабор с отстойниками, фильтрами, насосную станцию и электростанциюдля работы насосов планировалось построить в районе слободы Туть.
По предложению городского инженера Воронцова-Вельяминова электростанцию перенесли ближе к городу, чтобы пользоваться ее энергией и для освещения Симбирска. Эта идея увлекла городского голову – в те годы уже многие российские города были освещены электричеством. Благодаря Афанасьеву для реализации этого проекта в Симбирск съехались представители как русских, так и иностранных фирм. К концу 1912 года на Александровской площади было построено помещение электростанции (ныне там располагается УльГЭС).
Первое время свет в городе давали строго по часам. Заведующий станцией требовал, чтобы электричество поставлялось потребителю с четырех дня до трех ночи. Афанасьев настоял, чтобы до семи часов утра, так как зимой светает поздно и людям нужен свет.
Шестого июня 1914 года в Симбирске была открыта новая водопроводная станция. Протяженность водопроводной сети равнялась тридцати шести верстам. Затраты на содержание водопровода составляли почти сто тысяч рублей в год. Но доход от взимаемой платы за воду с потребителей был больше. У горожан отныне не было претензий ни к качеству, ни к количеству получаемой воды.
И дамы любили
Оппозиция ставила в вину голове и его команде большие расходы, колоссальные займы, разбазаривание городских средств и была настроена жестко и решительно. Особенно в последний год перед выборами. Все это активно муссировалось в прессе.
Но горожане «американцу» симпатизировали. В нем особым образом переплелись аристократизм, предприимчивость и человечность.
Леонид Иванович слыл красавцем – преуспевающим и благополучным во всех смыслах. Ему не был чужд обычный набор развлечений симбирских чиновников – охота, ипподром, отдых в городском клубе. На балах любая дама считала за счастье пройти с ним хотя бы один тур вальса. А он часто появлялся на праздниках в гуще людей, был человеком чрезвычайно публичным. Те, кто с ним работал бок о бок, просто боготворили его.
На выборах летом 1913 года Афанасьев и многие из его команды были избраны в новую думу. Леонид Иванович вновь стал головой. Теперь он мечтал, чтобы на городских улицах появились машины.
За год до начала войны по предложению Афанасьева Управа купила паровой шоссейный каток весом восемь тонн, который быстро и качественно утрамбовывал щебенку на дорожном полотне, заменяя несколько десятков рабочих. Тогда же в городе появилась цистерна-автомобиль для поливки мостовых (Афанасьев ее «подсмотрел» в Москве и Петербурге, и Симбирск стал одним из первых российских городов, куда пришла эта техника).
Появились в городе и два частных пассажирских автомобиля, которые колесили по улицам, как современные маршрутки. Два берега Симбирска в те годы стал соединять перевозной флот.
Из-за войны не осуществились планы головы пустить в городе трамвай и построить канализацию. Не реализовался ряд проектов на волжской пристани. Не нашла продолжения идея строительства городского доходного дома, который приносил бы прибыль в казну…
И след затерялся
Надвигался семнадцатый год. Кипучая и цельная натура Афанасьева не вписывалась в политический момент. Органы новой власти постоянно вмешивались в городскую жизнь.
Леониду Ивановичу была скучна политика, он уставал от пустой говорильни, считал, что она отвлекает от настоящих дел. В апреле семнадцатого года было принято решение о довыборах в Думу. Выборы состоялись седьмого сентября, Афанасьев прошел в гласные, но на руководящий пост не был избран. Вероятно, сам не стремился.
Когда в городе установилась советская власть, «американец» потерял все – усадьбу в Скугареевке, дом на Московской улице и даже свой «Форд» вместе с деталями к нему. Какое-то время он еще оставался в городе. Затем след его затерялся. Ходили слухи, что в конце двадцатых годов он попал в Соловки. Якобы его образованность и хозяйственная хватка пригодились и там – он стал завхозом этого лагеря.