Для кого склеп?
Несколько лет назад после урагана такую корону он подобрал у храма в своём селе. А потом увидел на одной из старых фотографий, что над куполами когда-то возвышалось два коронованных креста. Есть у этого могучего пятиглавого храма ещё одна особенность – добротно устроенный склеп.
– Когда туда ещё можно было спуститься, я хорошо рассмотрел, что это помещение площадью примерно три на четыре метра со сводчатым потолком, – рассказывает Александр Кокоулин. – В стенах была предусмотрена система отопления. Одна из жительниц соседнего села говорила, что в детстве была в склепе и видела саркофаг на возвышении. Пытаясь найти связь между коронами над куполами и устройством склепа в подвале храма, Александр Николаевич стал расспрашивать местных жителей и краеведов о его истории (сам он живёт в Городищах только с 1992 года). Легенд собралось достаточно, но вот точных сведений мало.
Секретарь Барышского епархиального управления священник Сергий Жидков пояснил «АиФ», что храм был построен и освящён уже после Октябрьской революции, поэтому архивных документов практически не осталось:
– Короны на крестах могли означать, что храм каким-то образом связан с императорской фамилией, но в этом случае они, скорее всего, – просто декоративный элемент.
– К объяснению связи «коронованных крестов» с вниманием августейших особ к конкретному храму я отношусь без возражений, – говорит ключарь Спасо-Вознесенского кафедрального собора в Ульяновске Дмитрий Савельев . – По-моему, это самая логичная и естественная версия. Кроме храмов коронами украшались гербы городов, оружие, погоны воинских частей, кураторами которых были члены царской семьи.
А вот ещё один любопытный факт: оказывается, в 1898 году деньги на строительство нового каменного храма в Городищах пожертвовал сам Иоанн Кронштадский, который был вхож в семью российских монархов. Об этом упоминает А.В. Киселёв в «Симбирских епархиальных ведомостях» за 1994 год. Но в то же время известно, что в эти годы отец Иоанн постоянно жертвует деньги по всей стране.
Кости принесли учителю
Как выяснилось, и раньше в Городищах говорили о тайнах, которые связывали эти места и царский дом.
– Существует легенда, что в этих краях втайне воспитывался и рос сын Екатерины II, – говорит Александр Кокоулин. А Любовь Анрюшина, которая каждое лето проводит в родительском доме в Городищах, хотя и живёт давно в Жуковском, рассказала «АиФ»:
– Да, помню, что был в церкви склеп, ребята очень интересовались им. Однажды оттуда достали кости. Между собой в селе говорили, что в храме хранятся мощи Александра Невского.
Откуда взялась такая версия, неизвестно. Но в народе храм, действительно, называли в честь Александра Невского, хотя в церковной летописи он значится Петропавловским. В других источниках – Рождества Христова.
Алексей Сафронов, уроженец Городищ, а ныне тольяттинец, вспоминал, как они с ребятами в школьные годы проводили «раскопки» в церковном подвале:
– Держали за ноги одноклассника Володю Зотова, он вытащил оттуда кости и хромовые сапоги, пробитые медными гвоздями. Притащили всё это на урок анатомии, а преподаватель Николай Михайлович Кузин даже закричал: «Володя, отнеси обратно!».
Земляк Сафронова (тоже теперь тольяттинец) Александр Андреев считает, что мощи знатной особы не повезли бы в такую глушь: «Когда мы учились в школе, ходили слухи, что в подвале похоронен поп. Не исключено, что это священник Волков. В 1910 году он принял строительство церкви… Возможно, за заслуги или чтобы не разграбили могилу, он был похоронен в её подвале».
О чём думал отец Пётр?
О храме в родном селе Александр Андреев знает больше всех наших собеседников. В областном архиве ему удалось найти церковную летопись за 1910-1928 годы, в которой тот самый священник Волков, чей прах, возможно, и потревожили городищенские школьники, подробно описал жизнь прихода – и церковную, и мирскую. А первое впечатление отца Иоанна от села особенно примечательно: «С одной стороны величественный каменный храм, видный издалека, хотя ещё не отстроенный – без колокольни и крестов, храм, которому и по плану, и по обширности место было бы в городе, но не в селе Городищах; вот почему он строится почти уже 10 лет – начат 25 августа 1900 года о. Лебедевым. А рядом ютится маленькая церковка, которая не в состоянии вместить и половины прихожан…».
– Пётр Лебедев был священником городищенской церкви с 1891 года по 1904 год, – рассказывает Александр Андреев. – Как раз при нём было начато строительство каменной церкви. По воспоминаниям стариков, батюшка был немного самодур. При крещении как задумает, так и назовёт – Сила, Пуд, Аристарх и т. д. Это подтверждают метрические книги. Но вопрос в другом: действительно, почему он начал строить в селе такой величественный храм?
Если судить по записям священника Волкова, на пороге Октябрьской революции в Городищах жизнь шла без бурь и потрясений: людей рождалось больше, чем умирало, количество браков росло. «С церковного амвона произносились поучения… Всех поучений (За один только 1912-й год, – Ред.) было произнесено 56, а собеседований – 18, из них четыре было направлено исключительно против пьянства».
13 апреля 1922 года отец Иоанн умер, и 1 сентября к месту службы прибыл последний батюшка городищенского храма – Стефан Малаха. Его записи в церковной летописи отличались краткостью, зато велись они без пропусков. Из них следует, что 19 октября 1921 года новый, но ещё недостроенный храм, был освящён, и с этих пор в нём начали совершать службы. В марте 1924 года «церковное имущество церкви при Карамзинской колонии передано Городищенской церкви, так как Городищенская церковь… была очень бедна церковной утварью». В 1925 году расписывали иконостас и строили ограду вокруг храма, в 1926-м – освятили престол в правом приделе, в 1927-м – престол в левом приделе. В 1928-м – отремонтирована и окрашена крыша храма… На этом хроника жизни церкви обрывается записью, которая открывает новую эру: «В 1929 году были арестованы и расстреляны жители села, которые проповедовали православную веру…» Перечислено пять фамилий.
В тридцатые годы храм лишили колоколов и переоборудовали в зернохранилище.
С любовью к родине
Почти 90 лет прошло с тех пор, как в храме Городищ совершилась последняя служба.
И пусть пока не получается раскрыть его тайну (не исключено, что её и вовсе нет), городищенское чудо всё равно существует. И заключается оно не в том, что чьи-то мощи (или бренные кости) остались в склепе (или просто в подвале) старой церкви, а в отношении людей, которые родились в этом селе, к своей малой родине, к её истории.
– Про то, что в склепе кто-то захоронен, я тоже слышала в школе, – говорит внучка последнего священника в Городищах Галина Пискеева (в девичестве Малаха), но кто – не знаю. Ведь дед-то умер, когда мне было семь лет, а родители про это ничего не говорили, да и они у меня рано умерли, я училась в 8 классе.
Александр Андреев хоть и помнит кое-что из рассказов деда (например, как при строительстве поднимали самый высокий крест, а он сорвался и упал, и люди подняли его и на полотенцах понесли в кузницу всем селом), а всё-таки горько сожалеет, что некому уже задать вопросы, которые возникали позже. Его двоюродный брат Валерий Андреев (сейчас живёт в Ульяновске), стремясь сберечь память о Городищах, написал небольшую книгу о селе, во вступлении к которой есть такие слова: «По данным правительства России, ежегодно с лица земли пропадают тысячи русских деревень, которые уже не вернёшь. К сожалению, эта участь наверное ожидает и наше село. Поэтому только в наших силах затормозить этот процесс. Регулярно приезжая сюда, навещая село, мы тем самым хоть как-то продлеваем ему жизнь. К сожалению, наши дети, а тем более внуки, ездить сюда уже не будут. Так пусть хоть эта брошюрка будет напоминать нам о нашей родине».