Времена созидания
История этого храма неотрывна от истории самого села. Елшанка – почти ровесница Симбирску - первое упоминание о ней относится к 1678 году, то есть, через тридцать лет после основания Симбирска этот населенный пункт уже был на карте Российской Империи.
Здешние земли были отданы «в кормление» дворянину Фаддею Суровцеву, по фамилии которого и была названа основанная им деревня Суровчиха. Лишь через сотню лет за селом закрепилось название Елшанка – в честь главной достопримечательности этих мест Елхового ключа, берущего начало среди зарослей ольхи на окраине села.
Елшанские земли долго переходили из рук в руки, так, что село оказалось поделенным на две части: Елшанку Нижнюю (Фроловское) и Верхнюю (Богородское). Так продолжалось до 20-х годов XIX века, когда все окрестные территории не стали собственностью богатейшего дворянского рода Топорниных, представители которого издавна участвовали в освоении Симбирского края, основав здесь немало новых сел и деревень. Например, Мирослав Топорнин был среди первых поселенцев, которые под предводительством Богдана Хитрово строили Симбирскую крепость.
Владельцем Елшанки стал, коллежский советник Федор Топорнин, сын капитана Степана Топорнина, который в 1790 году построил каменный Николаевский храм в родовом имении - селе Топорнино, находящемся ныне в Инзенском районе.
Именно при Федоре Топорине в Елшанке развернулось большое строительство - сначала южной части села появился новый украшенный шестиколонным портиком господский дом, а вскоре неподалеку от него в 1824 году было начато строительство каменной церкви в честь Казанской иконы Божьей Матери.
Все начинается с храма
По своему архитектурному облику этот храм во многом походил на аналогичные сооружения, строившиеся в Симбирской губернии в ту эпоху. Особую выразительность придавала ему четырехъярусная колокольня, которая и сейчас, несмотря на значительные разрушения, производит впечатление своей монументальностью и редкой для провинциального зодчества пропорциональностью и гармонией связанных воедино архитектурных деталей. Господский дом и расположенный рядом храм были выстроены в едином стиле и составляли единый архитектурный ансамбль. Специалисты и сейчас считают, что это был один из наиболее интересных усадебных комплексов эпохи классицизма в нашем крае. Но, увы, если стены храма выстояли до наших времен, то на месте барского дома сейчас находится типовой сельский магазин.
Известный ульяновский краевед Алексей Сытин считал, что автором проекта, вероятнее всего, был один из провинциальных зодчих, возможно, симбирский губернский архитектор Михаил Матвеевич Рушко. Строительство каменной церкви в Нижней Елшанке, как в прошлом называлась южная часть села, велось три года и было завершено в 1827 году. Кстати, с Топориными было связано и дальнейшее развитие села – кроме церкви и барской усадьбы на их средства была построена суконная фабрика, которая работала с 1840 по 1862 год, конный завод и несколько мельниц.
Эпоха возрождения
Как вспоминает председатель приходского совета села Елшанка Василий Дмитриев, люди приходили молиться в церковь чуть ли не до середины 70-х годов прошлого века, хотя местный приход был закрыт примерно в середине 30-х годов. Во всяком случае, его родная тетка крестилась в этом храме в 1932 году, что говорит о том, что церковь как действующий приход пережила и революцию, и нэп, и коллективизацию. Это Василий Алексеевич объясняет тем, что Елшанка находится в стороне от трассы, и церковь не бросалась в глаза проезжавшим мимо советским чиновникам. Иконы украшали стены храма до середины 70-х годов, и только потом их пустили на заготовки для находившейся рядом школьной столярной мастерской – из них начали делать ножки для табуреток, вешалки для одежды, топорища, ручки для молотков. Но и сейчас в церкви сохранились настенные росписи, и, чтобы остановить из дальнейшее разрушение, первым делом, необходимо возвести купол. Впрочем, это обойдется недешево – специалисты из Волгодонска уже составили смету на 1 миллион 700 тысяч рублей. Сейчас на восстановлении храма работают строители из Узбекистана – на качество работы мусульман никто не жалуется, да и обходится их труд значительно дешевле, чем расценки местных строительных организаций. Как долго продлиться восстановление, по словам Василия Дмитриева, одному Богу известно. Пока работы ведутся лишь на те средства, что собрали сами сельчане и Симбирское казачество.
Впрочем, председатель комитета по культурному наследию Ульяновской области Шарпудин Хаутиев не теряет надежды, что и местный бизнес не откажется отказать содействие в возрождении святыни. Но главное, по его мнению, чтобы в процессе восстановления был сохранен исторический облик храма.