Примерное время чтения: 6 минут
305

Кто бы Симбирск знал, если бы не Ленин?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 16. АиФ - Ульяновск 20/04/2010

Учился мальчик хорошо. В пятом классе Педагогический Совет классической гимназии, «уважая отличные успехи, прилежание и похвальное поведение воспитанника V класса Владимира Ульянова», наградил его похвальным листом. «Весьма талантливый, постоянно усердный и аккуратный, Ульянов во всех классах был первым учеником и при окончании курса награжден золотой медалью как самый достойнейший по успехам, развитию и поведению. Ни в гимназии, ни вне ее не было замечено за Ульяновым ни одного случая, когда бы он словом или делом вызвал в начальствующих и преподавателях гимназии непохвальное о себе мнение», - говорится в характеристике, выданной Симбирской гимназией 10 августа 1887 года и подписанной её директором – Фёдором Керенским. «В основе воспитания лежала религия и разумная дисциплина.

Добрые плоды домашнего воспитания были очевидны в отличном поведении Ульянова. Присматриваясь ближе к образу домашней жизни и к характеру Ульянова, я не мог не заметить в нем излишней замкнутости, чуждаемости от общения даже со знакомыми людьми, а вне гимназии и с товарищами, и вообще нелюдимости», - отметил Фёдор Михайлович в той же характеристике. Можно сказать, что Керенский был мужественным человеком. После казни старшего брата Александра он мог бы и не подписать аттестат о золотой медали. Но – подписал.

Мальчик пережил смерть отца, казнь старшего брата, поступил в университет, участвовал в студенческих сходках, а потом разжег пожар революции в отдельно взятой стране. Весь мир помнит его до сих пор.

Чтоб конфетной не был красотой оболган

После смерти Владимира Ульянова небольшой уездный городок переименовали в Ульяновск. А ещё через много лет в крупном промышленном центре появился Государственный историко-мемориальный заповедник «Родина В.И. Ленина». Можно долго спорить о личности Ильича и его роли в мировой истории, но вряд ли в этом споре родится истина. Истина существует независимо от того, что мы о ней думаем. И мы либо знаем её, либо нет. Поэтому мы просто беседуем с директором ГИМЗ Александром Зубовым о выдающемся человеке и нашем знаменитом земляке.

- Александр Николаевич, что такое Ленин в вашей жизни?

- К имени Ленина на его родине всегда было особое, трепетное отношение. К тому же я по образованию историк. А историки – люди въедливые. Мы конкретно, предметно изучали его историю, его работы, биохроники (то есть по минутам, по часам расписанную жизнь – со слов очевидцев, по документам), писали рефераты. Мы понимали величие его роли в Октябрьской революции и во всё время существования советского государства. И в то же время ещё на первом курсе мы, студенты, пришли к выводу, что Ленин – обычный человек, хотя и очень одаренный, он мог ошибаться, он пересматривал свою политику. Помню такое стихотворение: «А в музее Ленина - лишь пальто простреленное, два костюма стареньких да пара башмаков…». Думаю, всё, что он сделал, было не ради личной славы. Он хотел для людей чего-то хорошего.

До свершения революции он был одним человеком, после революции он стал вождем государства. Мне кажется, что он до конца не понимал, что будет делать, придя к власти. Четкой программы ни у Ленина, ни у большевиков не было. Да и власть оказалась в руках большевиков, можно сказать, случайно, но, несмотря на это, им удалось удержать её. Начались противоречия: землю отдали крестьянам, тут же ввели прод-разверстку. Противоречий было много. И Ленин этого не скрывал. Он слушал крестьян-ходоков, он умел слушать людей и перестраиваться. Потом он ввёл военный коммунизм. Это было необходимо, потому что шла гражданская война. А потом тот самый Ленин, который ввёл военный коммунизм, объявил НЭП. Тогда его многие старые большевики не поняли, не поддержали, но он настоял на своём. И удержал власть. Более того, советский рубль стал конвертируемой валютой.

Он не боялся своих противников. Во власти были левые эсеры. Троцкий, глава меньшевиков, занимал второй пост в стране – возглавлял реввоенсовет республики. Ленин отдал ему вооруженные силы. И Троцкий не делал никаких покушений на Ленина. Он воевал, держал фронты. Ленин был прекрасный политик. Он мог лавировать, идти на компромиссы, заключать союзы… Если бы мне удалось с ним встретиться, я бы задал ему только один вопрос: «Владимир Ильич, а не жаль было всю жизнь посвятить борьбе, подполью, тюрьмам, ссылкам?».

Что ж город-то такой грязный?

В 1924 году Симбирск переименовали в Ульяновск. Город довели до нищенского существования. Когда в 30-е годы прошлого века к нам приехали Надежда Крупская и Мариэтта Шагинян (она как раз писала «Четыре урока у Ленина»), они удивились: «Что ж город-то такой грязный, что ж власть-то не смотрит?». Думаю, это всё Сталин. Он боялся даже имени своего предшественника. Он сказал: «Не мог здесь никто родиться, кроме чёрт-те кого». И только после смерти Сталина первому секретарю обкома КПСС Анатолию Скочилову и председателю облисполкома Владимиру Васильеву удалось убедить Леонида Брежнева принять постановление к 100-летию со дня рождения Ленина. Тогда появился Мемориал, педагогический институт, Дворец пионеров, улица Минаева, детская библиотека, новый железнодорожный вокзал, аэропорт, речной порт…

Ленин перевернул весь мир. Капиталисты научились уважать рабочий класс. Они осознали, что еще чуть-чуть, и социальная революция коснется и их тоже. Даже Николя Саркози сказал: «Я хоть и правый, но строить социализм надо!».

Труды Ленина переводят, читают. В Ульяновск снова едут туристы.

На Западе ленинские идеи нашли воплощение: пенсионеры и ветераны получают приличные деньги, ездят отдыхать на Канарские острова, путешествуют. Почему они смогли это реализовать? Они не богаче нас! Просто смогли правильно всё распределить.

Я – за то, чтобы отношение к старикам и детям изменилось. У детей должно быть счастливое детство. И старики, которые всю жизнь работали, должны получать достойную пенсию.

В общем, нормальный он был человек, скромный. Не было величия. Это в 70-х годах из него сделали икону. И умел признавать свои ошибки. Сегодня редко кто на это способен. Все мы можем ошибаться, но за свои ошибки виним людей, обстоятельства, кого угодно, только не себя. А он мог сказать: «Я ошибся» - и перестроиться.

Редакция не совсем разделяет мнение нашего гостя.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах