Ульяновский государственный духовой оркестр «Держава», основанный пятнадцать лет назад заслуженным артистом России Николаем Булатовым, в начале декабря выступит с юбилейным концертом. О том, с чем музыканты оркестра подошли к этой дате, и о том, что ожидается впереди, нам рассказал художественный руководитель и главный дирижёр коллектива Валерий Уткин.
Счастье случилось в этом городе
С. Юрьев: – Валерий Николаевич, почему из всех видов искусств для вас главной стала духовая оркестровая музыка?
В. Уткин: – Я в душе, сколько себя помню, всегда был дирижёром. У меня даже сохранилась фотография, где я в пятнадцать лет дирижирую оркестром. У музыкантов такая судьба, что их носит по стране, как профессиональных военных по гарнизонам. Я работал во многих городах России, и даже за её пределами. Например, в Алма-Атинском государственном оркестре, но в 1987 году приехал в Ульяновск, и этот город стал для меня родным.
– Чем же он так отличился от остальных?
– Почему-то так произошло, что все мои успехи связаны с Ульяновском. Как только я сюда приехал, как это принято сейчас говорить – «попёрло»! Я сразу стал лауреатом различных конкурсов и как солист-трубач, и в составе созданного мной «Волга-брасс-квинтета». Я и раньше пытался в них участвовать, но совершенно безуспешно. В Харькове мы стали лауреатами на последнем Всесоюзном конкурсе, чего никто не ожидал от представителей города, где нет своей консерватории. Потом поехали во французский город Нарбонн, где проходил главный мировой конкурс брасс-квинтетов, и тоже стали лауреатами, а ещё через год заняли второе место на конкурсе в Германии. И с тех пор ни один брасс-квинтет из России нигде ничего не завоёвывал. Так что Ульяновск – город благодатный и вдохновляющий.
– Значит, тогда и решили вы тут навеки поселиться?
– Нет, был период, когда я уезжал в Сирию. В 2002 году меня пригласили преподавать в Высшем институте музыки в Дамаске. Вы не представляете себе, какая это была замечательная страна – спокойная, благородная, с высокой культурой, где прекрасно уживались христиане и мусульмане, и даже иудеи. В самом Дамаске соседствовали мечети и православные церкви. И к русским там всегда прекрасно относились. Там не было никакого раздора, там всегда был мир. Там молодёжь могла спокойно получать по два и по три высших образования – и всё за счёт государства. Никто тогда даже подумать не мог, что там может произойти то, что творится сейчас. Я очень тяжело переживаю трагедию Сирии и очень надеюсь, что это страшное время когда-нибудь закончится. Мы же ездили в Алеппо на гастроли брасс-квинтетом, и там нас прекрасно принимали…
Прекрасное спасает
– Конечно, музыка может настраивать людей на позитивный лад. Но способен ли человек, обременённый своими проблемами, надолго сохранить этот настрой?
– Дорога каждая минута жизни. Более того, я считаю, что именно сейчас наша миссия нужна, как никогда. Музыканты просто обязаны поддержать народ. Мы готовим множество программ – и для детей, и для пожилых людей в домах престарелых, и для любой другой публики. Сейчас, когда в мире растёт ощущение тревоги, мы должны доносить до людей, что прекрасное существует, что оно несмотря ни на что, нас спасёт. Уныние – один из смертных грехов, и ему ни в коем случае нельзя предаваться. Мы показываем это на каждом нашем концерте и покажем на юбилейном.
– Как бы вы сформулировали творческое кредо вашего оркестра?
– На этот вопрос можно ответить одним словом – звук! Цель – найти тот звук, который неповторим, который узнаваем, который невозможно заменить ничем. Фальшь интуитивно чувствует любой человек, даже, казалось бы, далёкий от музыки. Я всем говорю: не стесняйтесь говорить, если вам что-то не нравится. Хорошее человеку не может не нравиться.
– Думаю, что это ошибочное мнение. Вот недавно был наш концерт в Ундорах, где собрались люди, которые в начале, казалось, не знали, как себя вести, как реагировать на наше выступление. И это была радость – наблюдать, как они оттаивают, как в финале кричат «Браво!», уже не стесняясь своих чувств. Если сами музыканты вкладывают всю свою душу в каждое исполняемое произведение, то отклик публики будет обязательно.
Шаг к возрождению
– Добились ли вы того звука, к которому стремитесь?
– Мы много и серьёзно работали и продолжаем работать, но сейчас у нас одна проблема – нет достаточного состава музыкантов. Огромную конкуренцию нам составляют военные оркестры, которые забирают у нас лучших музыкантов. И мы ничего не можем поделать, поскольку зарплата там в четыре раза больше. Наверное, поэтому в России так мало филармонических духовых оркестров – их по пальцам можно пересчитать.
– Да, такому соотношению трудно что-либо противопоставить…
- Надеюсь, что в ближайшем будущем что-то изменится. Я только что приехал из Москвы, где состоялся учредительный съезд Ассоциации духовых оркестров России, и президентом мы избрали генерал-лейтенанта Валерия Михайловича Халилова – начальника Академического ансамбля песни и пляски Российской армии имени А.В. Александрова. Именно он два года убеждал вице-премьера правительства России Ольгу Юрьевну Голодец, что необходимо возрождать искусство духовой музыки в России. Она на съезде подтвердила готовность государства оказать поддержку духовым оркестрам – и профессиональным, и учебным, и самодеятельным.
– Ещё существуют самодеятельные духовые оркестры?
– Конечно! Я уже четвёртый раз в этом году поеду по области заниматься именно с самодеятельными оркестрами. Только что приехал с юбилея Майнского оркестра, которому исполнилось 80 лет. Есть старейший оркестр в Языково, который появился ещё в 1900 году. Может быть, это старейший оркестр России, который никогда не прерывал своей деятельности – несмотря на все революции и войны. И на нашем юбилейном концерте выступит детский духовой оркестр из Языково. Наша ассоциация приняла первое и, на мой взгляд, совершенно замечательное решение: лучшие детские духовые оркестры страны должны всё предстоящее лето отдыхать в Артеке и заниматься с лучшими специалистами-духовиками. Полторы тысячи детей! Этот юбилей – для нас не просто торжественное мероприятие. Я очень надеюсь, что он станет той точкой, от которой для нас начнётся новый отсчёт времени.