Примерное время чтения: 7 минут
350

Даниил Крамер: «Играть для меломанов – особая ответственность!»

Даниил Крамер – народный артист России, пианист, педагог, композитор, создатель гастрольных абонементов джазовой музыки в филармонических залах России - не любит слово «провинция». «Это скорее ментальное понятие, нежели географическое. Можно жить в столице любой страны мира, но быть абсолютным провинциалом»,  - уверен музыкант. Даниил Крамер неоднократно бывал в Ульяновске с концертами и своими проектами, он любит местную публику и наших джазовых музыкантов. С гостем номера  мы говорим о музыке, неожиданных интерпретациях классики, предстоящем наслаждении джазом… со скрипкой, создании джаз-бэнда с его участием, пока виртуальном.

Досье
Даниил Крамер. Советский и российский джазовый пианист, педагог, композитор и продюсер. Родился 21 марта 1960 года в Харькове. Заслуженный артист РФ (1997г.), Народный артист РФ (2012г.), Академик Российской Академии Искусств (2014г).

Детство Крамер  провел в Харькове, где уже в 15-летнем возрасте стал лучшим молодым пианистом. Джаз тогда еще не был визитной карточкой музыканта. «Музыку черных» Даниил Борисович впервые услышал на концерте в Москве. С тех пор прошло немало лет, увлечение превратилось в великую любовь, но Крамер по-прежнему предпочитает делить музыку не на классическую и джазовую, а на хорошую и плохую. 25 января на сцене Ленинского мемориала хорошую музыку в исполнении Даниила Крамера и Тима Клипхауса оценят  зрители на концерте «Джазовая скрипка».

- Чего ожидать зрителю, который придет  на ваш ульяновский концерт?

-Во-первых, ждать хорошего джаза. Тим – один из лучших европейских джазовых скрипачей. Музыкант, которой прекрасно знает классическую музыку и вместе с тем настоящий свинговый бопер. В программе будут звучать известные джазовые стандарты, наши собственные композиции и, конечно, неожиданная интерпретация классических произведений Шумана, Шопена, Бетховена, Чайковского. С Тимом мы познакомились в прошлом году в жюри Международного конкурса «Терем-кроссовер» в Петербурге.  Там было очень много знаменитых музыкантов –Роби Лакатош, Аркадий Шилклопер, я и Тим Клипхаус. По просьбе устроителей конкурса – музыкального коллектива «Терем-квартет» - мы с Тимом дали концерт. Изначально он задумывался как дуэтный, но потом подключились и Аркадий Шилклопер, и Роби Лакатош. В результате получилось великолепное действо, состоящее из классики, джаза и этники, в очень интересной, неожиданной смеси. Мне тогда настолько понравилась игра Тима, что я сразу же пригласил его  в  тур.

- Вас называют музыкантом, который популиризировал джаз в России. Почти каждый год вы отправляетесь в тур по городам, придумывая все новые и новые программы. Как вам кажется, меняется ли у зрителя восприятие джаза?

-Меняется возрастной уровень публики. Я вижу все больше молодых. Это ужасно приятно. Трудновато было бы играть, понимая, что у твоего искусства нет продолжения. Недавно я получил сообщение: «Даниил Борисович, мы познакомились на вашем концерте и вот теперь женимся». Я вроде не старый человек, но удивительно, дети, которые ходили на мои концерты, теперь выросли. В Екатеринбурге, например, я делаю концертный абонемент уже 20 лет. Самому страшно от этой цифры. С одной стороны, публика молодеет, с другой, я очень рад видеть на концертах  опытнейших меломанов. Играть для них – особая ответственность. Это публика,  которую я обожаю. Скажем, в опере такой зритель может профессионально рассуждать о том, правильно ли певец взял верхнее «до». Кстати, когда я только начинал гастрольную деятельность, мечтал, чтобы на мои концерты приходили не только любители джазовой музыки. Сейчас это происходит – полное объединение аудиторий. Уходит время, когда на джазовые концерты ходила только джазовая публика, на оперные – оперная и так далее. Ведь настоящая душа, настоящий кругозор не может быть зациклен на каком-то одном направлении.

Кризис ударит  по культуре в первую очередь

- Хватает ли сегодня в России камерных джазовых пространств? Специализированных музыкальных клубов, баров?

-Категорически не хватает. Конечно, это не дело одного дня и даже не одного года. Нужно приучать людей, что джазовая музыка – это не русский шансончик, под который в ресторане можно пить водку и рвать на себе рубашку. Это нечто совершенно другое. Назвать Россию по-настоящему джазовой страной пока трудно. В одной только крохотной Швейцарии  еще во время Советского Союза было 67 фестивалей джаза. У нас не так. Сейчас, видимо,  будет сложнее, потому что финансовый кризис,  прежде всего,  ударит по культуре, что бы при этом ни говорили политики. И первыми  пострадают социальная и культурная сферы. Это ужасная ошибка, потому что именно культура  и образование – фундамент физической крепости нации, они формируют нас с вами. А уже потом  все остальное.

- Когда вы сами впервые услышали джаз?

- В Харькове я не любил эту музыку. Просто не слышал настоящего джаза. На первом курсе института моя девушка захотела пойти на джазовый концерт. Играл Леонид Чижик. А когда дама говорит  «Я хочу», мужчине ничего не остается,  как  согласиться. «Хорошо, - сказал я, - пойду скучать с тобой». Но скучать не пришлось. С концерта я вышел полностью обалдевший. И потерявший точки отсчета. С тех пор вспыхнула любовь к джазу. Но я никогда не изменял классике – это важно. Для меня существует одна большая любовь к музыке.

Выбирайте одержимых

- Что бы вы порекомендовали взять с собой зрителю на концерт 25 января?

- Во-первых, я пожелал бы зрителям  не приходить ни на какой   концерт с настроением: «Ну-ка, ну-ка, что мне покажут…». Такой настрой убивает половину впечатления. Публика хочет, чтобы ее завоевали, но есть музыканты, которые не хотят завоевывать – им это просто не нужно. Во-вторых, я хотел бы посоветовать слушателям хорошенько выбирать исполнителя. Ведь слушатели ходят не на сам музыкальный жанр, а на личность, которая его представляет. Например, приедет пианист и плохо сыграет Бетховена. Разве после этого вы скажете, что Бетховен хороший композитор? Чтобы получить настоящее наслаждение от музыки, нужно правильно выбрать личность музыканта. Не ту, которая зарабатывает деньги или тешит тщеславие, а ту, кто музыкой одержим.

- Если бы у вас была возможность создать джаз-бэнд из самых-самых. Кто бы это был?

- Это очень сложный вопрос. Я бы взял двух пианистов – Била Эванса и Оскара Питерсона. Рэя Чарльза пригласил бы на вокал. На гитару, в ритм секцию – Уэса Монтгомери, на бас – Нильса Педерсена.  На трубу бы точно пригласил  Чета Бэйкера. На саксофон  с большим удовольствием  – Сонни Роллинза, Чарли Паркера. Взял бы Майлса Дейвиса, но он не бэндовый человек.  

- Вы могли бы быть русским участником бэнда…

- Что вы! В такой бэнд  сесть не осмелюсь!

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах