В последнем номере «АиФ» в Ульяновске» сообщал об одной из неудач, постигших ЗАО «Авиастар-СП» – срыве подписания контракта с авиакомпанией Red Wings на лизинг пятнадцати самолетов Ту-204 СМ. Договор не состоялся в виду приостановки действия сертификата авиаперевозчика после декабрьской авиакатастрофы во Внуково. Именно этот контракт на сумму $510 млн. (более 15 млрд рублей) должен был положить начало переходу от «штучного» к серийному производству Ту-204 на «Авиастаре-СП». Завод должен был запустить в серию новый самолет – модернизированный Ту-204 СМ. Других коммерческих заказчиков на эти воздушные суда не предвидится.
По информации Минпромторга России, себестоимость каждого Ту-204 СМ составляет $55-60 млн. (без НДС), что на $15 млн. выше рыночных цен на аналогичные новые самолеты Boeing (В-737-800, B-737-900ER) и Airbus (А-320-200, А-321-200). Такая конкуренция не позволит обеспечить запланированный объем продаж Ту-204 СМ (12 самолетов в год) на внутреннем рынке.
Однако то, что осталось «Авиастару» – выглядит во много раз более существенным и, казалось бы, должно служить источником оптимизма.
Речь идет о заключенном в октябре 2012 года контракте между Минобороны России и ОАК на поставку в ВВС России 39 военно-транспортных самолетов Ил-76МД-90А, которые предстоит изготовить на ульяновском «Авиастаре». Сумма этой сделки составляет 140 млрд. рублей.
После недавнего визита на «Авиастар» главкома ВВС Виктора Бондарева ситуация стала выглядеть еще более лучезарно. Стало известно, что предыдущий оборонный заказ, торжественно подписанный на «Авиастаре» экс-министром обороны Сердюковым и главой ОАК Погосяном в присутствии президента Путина, пополнит еще и 31 самолет-заправщик Ил-78, после чего завод получит от Минобороны заказов на общую сумму около 280 млрд. рублей. Об этом сообщает AEX.RU (Aviation Explorer – содружество авиационных экспертов).
Но деньги от Минобороны за все эти самолеты начнут поступать на ЗАО «Авиастар-СП» не ранее 2017 года. При этом средства на покупку самолетов в бюджете не предусмотрены, а значит, придется прибегнуть к банковским кредитам.
Залезть в долги должен будет и завод. К 2017 году «Авиастару» предстоит построить более 20 из 70 самолетов, на что потребуется около $1 млрд. На фоне вынужденного сокращения уставного капитала ОАК на 30 млрд. рублей и вышеуказанной ситуации с коммерческими заказами (в частности - с Ту-204 СМ), без существенного кредитования не обойтись. А это в свою очередь грозит сделать производство нерентабельным.
При этом авиационные эксперты AEX.RU подчеркивают: если контракт предусматривает гибкий график платежей для Минобороны, то для завода требования гораздо более жесткие. При срыве контракта ему грозят серьезные судебные иски, которые министерство уже не раз выигрывало. Придраться к любому отклонению от графика и таким образом удешевить для себя контракт – ни один заказчик не упустит такой шанс.
А между тем, уже по итогам 2011 года сумма убытков ЗАО «Авиастар-СП» стала самой большой среди предприятий ОАК и составила 2,5 млрд. рублей. Эта информация приводится в результатах проверки исполнения указа президента РФ от 7 мая 2012 г. № 596 в части развития авиационной промышленности для нужд гражданской авиации.
Таким образом, меры, призванные спасти авиапром и, в частности, Ульяновский ЗАО «Авиастар-СП», могут его окончательно разорить.