Примерное время чтения: 17 минут
1505

Крушение над Белым Озером. Акция «АиФ в Ульяновске»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 46. АиФ - Ульяновск 46 16/11/2016
Фото Елены Кошуровой и из архива АиФ. / Из архива

75 лет назад в двух километрах от Белого Озера (ныне Николаевский район) потерпел крушение самолет с крупными военачальниками, летчиками-испытателями, авиаконструкторами, перед которыми стояла задача увеличить производственные мощности авиазаводов страны. Шёл октябрь  1941 года.

Местные жители похоронили тела и сохранили память о самолёте ПС-84 и 24 и его погибших пассажирах.

Мог убить туман

У этой истории в нынешнем году двойной юбилей: 75 лет  со дня крушения самолета и 30 – с тех пор, как «Дело о катастрофе самолёта ПС-84 №1841608» было рассекречено.  В 1986 году краеведы получили доступ к его документам, так стали известны подробности о рейсе и о миссии его пассажиров в начавшейся  Великой Отечественной войне.

Катастрофа произошла 29 октября 1941 года в 16 часов 20 минут по московскому времени, в районе поселка Белое озеро Николаевского района Ульяновской области.  В круговерти военных событий не было времени расследовать  её причины. Но версия есть: осенью в этих местах низкие тучи часто обволакивают верхушки сосен, а лес застилают туманы. Видимо, из-за густого тумана летчик потерял ориентировку,  пошёл на снижение, кружась над лесом, и самолёт  стал разваливаться  на части от ударов о стволы деревьев.

Подростки с кордона и лесник Пётр Иванович Вирясов, прибежавшие к месту катастрофы на звук умирающего мотора и ломающихся деревьев,  увидели   обломки самолёта и тела погибших людей.

В полёте «Русский Дуглас» - ПС-84 (наверху справа). __________ Внизу его американский прообраз времён Второй мировой войны, восстановленный в наши дни на красноярском аэродроме.
В полёте «Русский Дуглас» - ПС-84 (наверху справа). __________ Внизу его американский прообраз времён Второй мировой войны, восстановленный в наши дни на красноярском аэродроме. Фото: Из архива АиФ

Лесник  тут же отправился в ближайшее село - Голодяевку (сейчас  Дубровка), оттуда по телефону  о происшествии сообщили  в райцентр. На следующее утро к месту крушения самолёта съехались представители власти и милиция… Среди искореженных частей воздушного судна   валялись чертежи и клише конструкций самолёта.  Погибшие люди явно были военными, один из них - даже в генеральской форме. При нём нашли документы на имя  генерала-лейтенанта  Степана   Акимова. Всего насчитали 24 тела.

31 октября на трёх нанятых у колхозников подводах тела перевезли в посёлок Белое Озеро и похоронили в братской могиле на кладбище.

Летели строить самолеты

Еще перед войной, в сентябре 1939 года, политбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление «О реконструкции существующих и строительстве новых самолетных заводов». Оно предусматривало к концу 1941 года увеличить производственные мощности авиазаводов более чем в полтора раза. Было решено построить девять новых самолетостроительных заводов и реконструировать девять действующих.  Война «заточила» задачи советского авиапрома под себя...

Уже в ноябре 1941 года на братской могиле поставили деревянный обелиск, который в 1959 году заменили. В 2006-м возле монумента установили плиту с именами погибших. В 2011-м прежний монумент демонтировали и установили новый. Память о погибших передаётся из поколения в поколение.
Уже в ноябре 1941 года на братской могиле поставили деревянный обелиск, который в 1959 году заменили. В 2006-м возле монумента установили плиту с именами погибших. В 2011-м прежний монумент демонтировали и установили новый. Память о погибших передаётся из поколения в поколение. Фото: Елена Кошурова

Как определила специальная военная комиссия по  делу о катастрофе ПС-84, самолёт принадлежал военному представительству Государственного авиационного завода №1 и вылетел из Москвы в Куйбышев для эвакуации сотрудников Наркомата авиационной промышленности и налаживания на новом месте производства истребителей. В списке пассажиров этого важного рейса был директор и главный конструктор Киевского авиазавода Всеволод Таиров, который сыграл значительную роль в создании знаменитых истребителей И-6и И-16. 

Факты
Памятник поставлен на госучёт и охрану как объект культурного наследия Решением Ульяновского облисполкома от 16.03.57 № 223/5 и Распоряжением главы администрации области от 29.07.99. № 959-р.
Вместе с ними в Куйбышев летели  десять специалистов государственного авиационного завода №1, военный врач и военный инженер. Первым пилотом последнего рейса самолёта ПС-84 №1841608 был лётчик-испытатель авиазавода №1 подполковник Николай Фегервари, вторым – полковник Михаил Марцелюк. Семерых пассажиров рейса так и не удалось опознать. В братской могиле на поселковом кладбище они так и остались безымянными.  Но понятно, что почти всех пассажиров погибшего рейса  объединяла задача строить истребители для фронта, к исполнению которой они так и не смогли приступить. Вероятно, им быстро нашли замену – время было такое. А гриф секретности вычеркнул их имена из списка мертвых, равно как и из списка живых.

Так,  деятельность авиаконструктора Таирова на протяжении многих лет находилась в забвении, его работы малоизвестны, имени нет даже в энциклопедии «Авиация», изданной в Москве. Старые работники авиапромышленности знали, что он погиб, и не более того. Ситуация прояснилась только 30 лет назад, когда дело  о ПС-84 было рассекречено.

Зачем помнить?

29 октября 2016 года  в Николаевский район из Самары приехала делегация ракетно-космического центра «Прогресс». Гости, местные жители и николаевские школьники, собравшиеся на митинг, вспомнили о трагедии над Белым Озером и о людях, память о которых на протяжении 75 лет в этих местах передают из поколения в поколение. 

Версия
Среди жителей окрестных сёл и деревень ходили слухи, что на этом самолёте хотели лететь члены правительства и даже сам Иосиф Виссарионович Сталин, но затем передумал и передал аэроплан своим подчинённым. Слухов разных было много.

Уже в ноябре 1941 года на братской могиле поставили деревянный обелиск, который в 1959 году заменили монументом в виде усеченной пирамиды со звездой и памятной табличкой. В 2006-м возле монумента была установлена плита с именами погибших. В 2011-м, к 70-летию со дня трагедии, силами ЦСКБ «Прогресс» прежний монумент  демонтировали и установили  новый.

Еще прежде, чем с дела о погибшем самолете сняли гриф секретности, местные жители начали собирать и бережно хранить все сведения о трагическом рейсе и его пассажирах.

- Много лет назад вел поисковую работу наш краевед П.К. Шиндин, - пишет в «АиФ» педагог-библиотекарь Николаевской средней школы Елена КОШУРОВА. - Благодаря его кропотливому труду была налажена переписка с дочерью генерал-лейтенанта Акимова Степана Дмитриевича – Н.С. Акимовой. Вот выдержка из её письма:  «…могила моего отца найдена… В захоронении участвовали Ваши родители. Кратко, что я знаю: генерал-лейтенант Акимов С.Д. в 1941 году был ранен и из госпиталя его вместе с товарищами перевозили в тыл, и самолет разбился. В то время к нам приезжал полковник Т. Афанасьев, рассказывал, но у меня погибли мамины родные и брат, мама была в тяжелом состоянии и мы не смогли выехать на могилу, да и время было тяжелое. Знаю, что в самолете был командный состав…».

Справка
Существует версия, что гибель самолёта в районе Белого Озера – вражеская диверсия. Она основывалась на том, что Германии не нужен был такой истребитель, как ОКО -6 Таирова, на противоборствующей стороне.

Упоминание о гибели самолета ПС-86 есть в книге командира одного из первых поисковых отрядов Москвы Валерия Степанова, его историей основательно занимался ульяновский краевед Радий  Губайдуллов и наверняка еще многие и многие люди, о которых редакция пока просто не знает… Опираясь на эти труды, мы еще раз вспомнили историю авиаторов, которые спешили ковать Победу, но погибли в самом начале войны. Для чего это нужно? Вероятно, для того, чтобы и через десять, и через двадцать лет слова из школьного сценария, написанного по поводу очередной годовщины катастрофы над Белым Озером, звучали искренне и на самом деле что-то значили для нового поколения россиян: «Память нужна не только им… Она нужна прежде всего нам. Ибо без памяти человек никто. Ибо не имеет права прерываться духовная история поколений».

Похоронены в братской могиле в октябре 1941-го

В.К. Таиров возле почтово-пассажирского самолёта ОКО-1 (слева). Тяжёлый истребитель Та-3 (справа).
В.К. Таиров возле почтово-пассажирского самолёта ОКО-1 (слева). Тяжёлый истребитель Та-3 (справа). Фото: Из архива АиФ

Всеволод Константинович Таиров – выдающийся советский авиаконструктор. С августа 1935 года Всеволод Константинович работает на киевском авиазаводе № 43, создаёт свой собственный опытно-конструкторский отдел (ОКО).

В 1938 году Таирову по его инициативе поручили создание одноместного двухмоторного бронированного истребителя. В 1940 году вышла двухкилевая модификация - Та-3, которая была рекомендована к серийному выпуску с основным назначением - истребитель самолётов и танков. Гибель Таирова резко затормозила подготовку Та-3 к серии, и работы по самолёту были прекращены.

Майор авиации Акимов. 1930-е гг. (слева). Комкор Акимов в 1940 году (справа).
Майор авиации Акимов. 1930-е гг. (слева). Комкор Акимов в 1940 году (справа). Фото: Из архива АиФ

Генерал-лейтенант Степан Дмитриевич Акимов. За участие в советско-финляндской войне был награждён орденом Ленина – высшей наградой СССР, а за прошлые заслуги имел два ордена Красного Знамени, орден Красной Звезды. Он был одним из наиболее подготовленных командиров Красной армии. В августе 1941-го командовал 48-й армией под Ленинградом. 10 октября назначен командующим 43-й армии. Ему предстояло организовать оборону на рубеже Боровск–Малояровлавец–Калуга.

23 октября 1941 года (по другим сведениям 22 октября) на ближних подступах к Москве в тяжёлых оборонительных боях на реке Нара в деревне Корсаково генерал Акимов был тяжело ранен. 29 октября отправлен из Москвы в тыловой госпиталь и погиб в авиакатастрофе.

Николай Фегервари, командир авиаотряда. 1920-е гг. (слева). Майор авиации. 1930-е гг. (справа).
Николай Фегервари, командир авиаотряда. 1920-е гг. (слева). Майор авиации. 1930-е гг. (справа). Фото: РГО

Подполковник Николай Фегервари. Первый пилот последнего рейса самолёта ПС-84 №1841608 родился в Венгрии, участвовал в Венгерской революции и становлении Венгерской Советской Республики. После её падения был политзаключённым. Советское правительство вызволило его из тюрьмы. В 1924 году он окончил Московскую высшую военную авиационную школу лётчиков, служил в строевых частях ВВС. С декабря 1939 года он лётчик-испытатель военной приёмки Московского авиационного завода № 1, испытывал первые советские самолёты-невидимки АИР-4 и ПС, первый советский истребитель Ил-400, разведчик-бомбардировщик Як-4, истребители И-153, Миг-1 и МиГ-3.

В годы Великой Отечественной несовершеннолетнего сына Бориса Фегервари, по просьбе вдовы Николая Бертолоновича, взяла к себе в полк командир авиационного 101-го полка Валентина Гризодубова. Служа мотористом в лётно-подъёмном составе Фегервари-младший прошёл всю войну, готовя самолёты к боевым вылетам.

Михаил Иванович Марцелюк в форме полковника авиации.
Михаил Иванович Марцелюк в форме полковника авиации. Фото: РГО

Марцелюк Михаил Иванович, старший лётчик-испытатель ГАЗ № 1. Полковник Михаил Марцелюк (на фото – в форме полковника авиации) был вторым пилотом самолёта. Полковник в должности старшего лётчика-испытателя принимал участие в испытаниях истребителя И-200 – прототипа истребителей МиГ-1 и МиГ-3.

В конце сентября 1941 года он был в составе военного представительства ГУ ВВС КА на Государственном авиационном заводе № 1.

...А ТАКЖЕ:

Галицын Георгий Петрович, военинженер 2-го ранга

Галкин Тимофей Иосифович, представитель ГУ ВВС на ГАЗ № 1

Матвеев М.П., военфельдшер

Кривошапкин Николай Иванович, начальник отдела ГАЗ № 1

Симанович Максим Никитович, начальник цеха ГАЗ №1

Комаров Алексей Прохорович, начальник цеха ГАЗ № 1

Петров Сергей Дмитриевич, начальник цеха ГАЗ № 1

Ходак Залман Израилевич, начальник цеха ГАЗ № 1

Цветов Василий Иванович, начальник цеха ГАЗ № 1

Силаев Николай Иванович, начальник техбюро ГАЗ №1

Илюшин Григорий Николаевич, технолог ГАЗ № 1

Ермолаев Фёдор Дмитриевич, бортмеханик ГАЗ № 1

Зернов Александр Михайлович, военинженер 2-го ранга

...КРОМЕ ТОГО

Из двадцати четырёх погибших семеро остались безымянными.

От редакции

Подготавливая этот материал к печати, мы хотели, чтобы как можно больше людей (особенно молодых) узнали трагическую историю авиаторов, память о которых сохранили и хранят до сих пор наши земляки. А ещё – в надежде, что она получит продолжение. Наверняка остались родственники погибших авиаторов, есть люди, которые располагают какими-то сведениями о них. Важны любые подробности. Ждём вашего отклика.

В тему

100 слов о моём деде

Мой дед по материнской линии - Виктор Васильевич Тонков - наводчик артиллерийского расчёта. Призвали в 1944-м, прошёл Великую Отечественную и советско-японскую войны. Балагур, весельчак, любимец и любитель женщин, потрясающей эрудиции человек с золотыми руками и невероятной смекалкой. Всю трудовую жизнь работал на УАЗе разметчиком, мастер от Бога. На заводе его очень ценили: путёвки в санатории, на курорты, подарки ко всем праздникам. Деда звали на помощь во всех сложных случаях с трофейными станками, когда они отказывались работать даже после вмешательства столичных спецов. Он верно ставил диагноз и чертил чертёж «фиговины с хреновиной», которых не хватало. Про войну не рассказывал НИКОГДА. Обронил две фразы 9 мая 2004 года, когда мы его, уже смертельно больного, приехали навестить в госпитале: «Это страшно, когда по сопкам (Маньчжурии) кровь течёт и не успевает до подножия впитываться в землю. А мы втроём тащим на себе орудие и не можем взобраться в этой кровавой скользкой реке». И первый раз на моей памяти заплакал. Меня воспитывал дед. Я родилась, он бросил выпивать, совсем и навсегда. 9 Мая для нашей семьи - большой праздник. Помню. Люблю. Горжусь!

Евгения Свиязова, Ульяновск

БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК

Уважаемые читатели!

Газета объявляет о начале новой акции - «Бессмертный полк». Мы ждём от читателей материалов о своих родных и близких, прошедших через горнило Великой Отечественной войны.

Это могут быть короткие рассказы «Сто слов о…». (Помните, как в 2015 году мы все вместе вели так полюбившуюся всем рубрику «70 слов о Победе»?). Или фронтовые воспоминания, рассказы, очерки о тех, кто ковал нашу Победу 1418 дней в горячие сороковые. И, конечно, мы ждём от вас фотоматериалов – исторических мгновений, запечатлённых на пожелтевших от времени карточек.

Вплоть до 9 мая 2017 года ваши материалы будут выходить на страницах «АиФ». А в День Победы мы все вместе встанем в одну колонну и пройдём с портретами близких. «АиФ» берёт на себя изготовление штендеров с портретами.

Ваши воспоминания, рассказы, 100 слов о ваших близких родственникахучастниках ВОВ по электронной почте aif@mosaica.ru или обычной по адресу ул. К. Маркса, 41 с пометкой «Бессмертный полк».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах