Примерное время чтения: 8 минут
1939

Дед Абрам из Помряскино

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 36. АиФ - Ульяновск 36 07/09/2016
Новопольцевы возле своего дома. Ясашное Помряскино.
Новопольцевы возле своего дома. Ясашное Помряскино. Из личного архива

Накануне дня памяти Аврамия Новопольцева вышла книга о нём. Автор, краевед из Старой Майны Николай Захарчев назвал свой труд «опытом крестьянской генеалогии», объединив под корочкой одного издания 200-летнюю историю предков и потомков знаменитого «сказывальщика» из Ясашного Помряскино.

Без идеологии

Аврамий Новопольцев родился в 1830 году в селе Ясашное Помряскино (ныне Старомайнский район), там же и умер в 1886-м 6 сентября по новому стилю. Был он человеком в родных местах чрезвычайно известным – земляки заслушивались удивительными легендами «деда Абрама». Но если бы не поэт-этнограф Дмитрий Садовников, записавший 72 его сказки, на том бы всё и кончилось. Они были опубликованы в сборнике «Сказки и предания Самарского края» (Ясашное Помряскино тогда относилось к Самарской губернии), напечатанном уже после смерти Садовникова. Известно, что при жизни поэт собирался включить в него ещё и статью с биографическими сведениями о сказочнике, но издатели эти материалы не нашли. Не исключено, что когда-нибудь кто-то из исследований ещё вытащит их на свет Божий, и тогда миру откроются какие-то важные детали о жизни удивительного человека, который так легко и непринуждённо смог объединить в своём творчестве все древнейшие жанровые признаки русской народной сказки.

Все звали
Все звали "деда" Абрам, но в метрической книге он записан как Аврамий. Фото: Из личного архива

А пока сведений о Новопольцеве немного. Практически все они были записаны куйбышевскими этнографами спустя полвека после его смерти со слов внуков и племянников, которые к тому времени и сами были людьми уже немолодыми. Из этих рассказов выходило, что жил Аврамий Кузьмич бедно, летом пас стадо, а зимой вместе с четырьмя сыновьями уходил на отхожие промыслы – пилить дрова. «… Бывало мы стадо пасём, а дед Абрам в кабаке бочки караулит и сказки рассказывает. Здорово он умел рассказывать небылицы всякие. Его баре возили к себе в усадьбы, когда пиры устраивали, он и смешил их там», – рассказывал Алексей Логинович Романычев, муж внучки сказочника.

«Как бы странно это ни прозвучало, но я не стал бы судить о Новопольцеве только по словам этих людей, – пишет Николай Захарчев. – … К тому же эти воспоминания в годы советской власти служили обличением царского режима… Как же – великий русский сказочник вынужден колоть дрова и развлекать «угнетателей и деспотов» за рюмку водки».

Видимо, «опыт крестьянской генеалогии» родился именно из горячего желания исследователя создать у читателя максимально близкое к истине представление о Новопольцеве. А для этого надо было обратиться к родной почве, на которой вырос этот талант. Чтобы взрастить ветвистое родовое дерево семьи Новопольцевых, Николаю Захарчеву потребовалось 25 лет.

Последний сказочник в роду - внук Абрама Ивана.
Последний сказочник в роду - внук Абрама Ивана. Фото: Из личного архива

Но это того стоило: образ симбирского «сказывальщика» в контексте родной среды заиграл живыми красками и обрел голос. В книге «Род русского сказителя Аврамия Новопольцева» опубликовано семь сказок, в которых звучат самобытные интонации их автора. Кроме того, в издании собраны старые, теперь уже уникальные, фотографии метрических документов, села Ясашное Помряскино и многочисленного семейства Новопольцевых. Из их симпатичных лиц проглядывает образ самого «деда», который, хоть и прославился в конце жизни (сам того не зная), но запечатлен никем никогда не был.

Последний сказочник

«Моё исследование вовсе не претендует на полноту сведений. Это лишь начало…», – пишет краевед. Сейчас в основании родового дерева, которое воссоздал Захарчев, заложено имя деда Аврамия Кузьмича – Ивана. А самые молодые его побеги – Мария и Александра, рождённые в 2014 году.

Но особого рассказа заслуживает Иван Николаевич, внук Аврамия Кузьмича, который тоже любил «сказки сказывать». В книге есть воспоминания о нем уже его внука Сергея Степановича: «Вечерами подолгу рассказывал дед Иван нам, детям, и даже взрослым братьям и их друзьям сказки, от которых дух захватывало. Видимо, всё это шло у деда по крови, от Абрама Кузьмича».

Кстати
На старом кладбище в селе Ясашное Помряскино известен участок захоронения членов семьи Новопольцевых. Достоверно неизвестно, где могила самого «деда Абрама». Но что мешает на этом родовом участке поставить памятный знак, который увековечил бы славу симбирянина – самого известного сказителя России XIX столетия?

«Его сказки были разнообразны по содержанию, и рассказывать он их мог часами, – пишет автор. – Однако в сороковые годы не нашлось у нас в России второго Садовникова, и творчество не менее талантливого сказочника кануло в Лету». Последний сказочник из рода Новопольцевых умер в октябре 1948 года.

А в 1975 году открылась тайна его сына – Николая. Николай Захарчев записал воспоминания его дочери Валентины о том, как после смерти отца в ящике его письменного стола, который всегда был под замком, семья обнаружила кипы простых тетрадок, в которых были стихи, «целые сатирические поэмы с указанием фамилий», в которых правнук Аврамия Кузьмича протаскивал бюрократизм. Родственники решили сжечь эти тетради, опасаясь, что инакомыслие, которое они содержат, может им повредить, тем более что одна из дочерей Николая Ивановича была человеком партийным.

Возвели в апостолы

Публикация сказок Новопольцева в 1884 году вызвала горячий интерес в образованном обществе обеих столиц России. Но вот в советское время сказки Аврамия Кузьмича переиздавались мало. Во многом из-за того, что по-настоящему детских сказок у него не было.

И всё-таки имя его не забыто, по формальному признаку на родине ему отдали должное. В Год литературы (2015-й) региональный минкульт включил имя сказочника в перечень «12 симбирских литературных апостолов», хоть и написал его с ошибкой – Авраамий. Выписка из метрической книги, опубликованная в издании о семье сказочника, зафиксировала эту оплошность.

Примечателен и тот факт, что дело увековечения памяти «симбирского литературного апостола» стало частным проектом энтузиастов. Труд Николая Захарчева издан «стараниями Ульяновской региональной общественной организации по сохранению традиций русского народа «Троицкая община Симбирской земли» и при поддержке директора издательства «Мастер Студия Д.Н. Облезина». Предисловие к книге написано московским историком Леонидом Болотиным, который, завершая свою вступительную статью, написал: «Верю, что данный труд побудит культурную общественность России обратиться к неоднократным переизданиям произведений выдающегося русского сказителя и у него на родине – в Симбирском крае, и в столицах».

Фото из личного архива Николая Захарчева

О Петре Первом

(Сказка Аврамия Новопольцева)

Как только время свободное ему от черной работы, так он все по кабакам ходил да у мастеров выведывал о их мастерстве: все научиться хотелось ему. Приходит раз в кабак и встретил там оборванного пьянчужку; взял водки, а его не подчует. «Ты, видно, ничего не умеешь? – спрашивает. – Что, больно обтрепан?» «Нет, – говорит, – умею вот такое-то ремесло» «А как вот эту вещь делать?» «Так вот», – говорит. «Врешь!» «Нет, ты врешь!» Поднялся спор, и пьянчуга доказал Петру, что он врет. Петр остался этим очень доволен, потому что о мастерстве всё, что надо, разузнал; и напоил мастерового в лоск.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах