Эти здания выделяются своими замысловатыми формами и декоративностью, присущей стилю модерн, в котором работал архитектор. По утверждению специалистов, Ливчак для Симбирска все равно что Казаков и Шехтель для Москвы. Он создал узнаваемые архитектурные образы старого города.
Сделавший так много для Симбирска, Фёдор Ливчак не был его уроженцем. Вместе с женой и детьми он приехал в город лишь в 1906-м году, чтобы приступить к работе в должности архитектора Симбирской городской управы. Уже через четыре года было построено первое здание - Дом симбирского общественного собрания (ныне - здание Ульяновской филармонии)*
и церковь Воскресения на Новом кладбище (сейчас - Воскресенское кладбище на Карла Маркса)*
. Талант архитектора не ограничивался проектами зданий. Начиная с момента приезда, Фёдор Ливчак интересовался благоустройством набережной Волги, проектированием школ экономического типа и разработкой создатель системы строительства из бетонных блоков. К слову, он добился успехов в каждом из выбранных направлений. Чтобы не рассматривать «сухую» теорию, обратимся к фактам.
Инновационное строительство
Федор Ливчак начал исследовать материал, названный «бетонитом» еще в Смоленске, где он работал несколько лет до приезда в Симбирск. Результатом стала изданная в 1906 году в Санкт-Петербурге «Образцовая смета на постройку каменного жилого дома и сравнительная на постройку того же здания из бетонных блоков». Она представляла собой руководство для техников, строителей и студентов, в котором Ливчак предлагал идею строительства из нового и еще не знакомого для многих материала – «бетонита».
Через несколько лет, уже в Симбирске, он завершил опыты по созданию собственной системы строительства из пустотелых бетонных блоков и начал сотрудничество с губернской земской Управой, позволившей начать массовое огнестойкое строительство из бетонных блоков в городе. Первым зданием нового типа стал больничный павильон симбирского губернского земства на 40 человек, построенный в 1909 году. Через год, работая заведующим строительным отделом, Ливчак начинает строить первый цементный завод на территории губернии. Уже в 1911 году Фёдор Осипович открывает собственный завод, выпускающий бетонные блоки, цветную цементную плитку, мозаично-мраморные ступени, черепицу, железобетонные трубы и прочие нужные для строительства заготовки.
В 1913 году Федор Ливчак был избран в состав гласных Симбирской городской думы за заслуги перед городом.
Национально-романтический модерн
Наиболее ярким направлением в архитектуре Симбирска с начала 1910-х годов становится модерн, который приобрел специфическую окраску, за что был наречен «национально-романтическим». Фёдор Ливчак являлся приверженцем данного стиля, что нашло отражение в зданиях, построенных по его проекту. Хотелось бы обратить внимание на три из них: Симбирское отделение государственного крестьянского поземельного и дворянского земельного банков (1911), особняк Фёдора Ливчака (1914) и особняк купца Бокоунина (1916).
Здание по улице Льва Толстого, 42 выделяется на фоне общей застройки специфическим оформлением с использованием русской народной тематики. Сам автор писал о нём следующее:
«В идее осуществленного проекта лежало олицетворение здания крестьянского банка в виде колоссальной избы с характерной двускатной коньковой крышей, гладкость плоскостей, массивность деталей, отсутствие вычурных тяг, пилястр и прочего подчеркивают основную идею» (по материалам книги Б.В. Аржанцева «Архитектурно – исторические образы Симбирска).
В поисках отражения идеи новой архитектуры Ливчак обращается к народному искусству, природе и мотивам русских сказок, из которых взяты основные персонажи, «поселившиеся» на здании банка.
«На декоративном мозаичном панно над главным входом изображен герб города Симбирска на фоне восходящего солнца над волжским горизонтом, - писал автор, - На рисунке венчающего фриза изображен русский богатырь в орнаменте (эмблема силы), средняя часть здания как бы покоится всей своей тяжестью на двух гигантских совах (эмблема мысли). Кроме того, в отделке фасада фигурируют чисто русские аксессуары, как-то: гамаюн – птица вещая, райская птица, гриб – мухомор, блюда и проч.» (по материалам книги Б.В. Аржанцева «Архитектурно – исторические образы Симбирска).
Внутреннее убранство не менее декоративно: зал собраний, к примеру, богато украшен деревянными резными панелями, креслами и диванами с отделкой. В центре зала красуется люстра с чеканкой по металлу, а три входные двери оформлены наличниками с изображением елей и двуглавых орлов. Кроме того, известно, что Фёдор Ливчак занимался созданием интерьеров и мебели для проектируемых им зданий. Во многих из них сохранилась оригинальная лепнина и камины (как в вышеупомянутом Зале Собраний). В настоящий момент здесь расположен административный корпус Ульяновского государственного университета. *
Следующее здание – бывший особняк самого архитектора, построено в 1914 году и расположено на небольшом участке улицы 12 Сентября недалеко от «колючего садика». Его особенностью стал сам факт постройки по новой технологии (из бетонных пустотелых камней). Воплощая в себе идеал жилого дома по Ливчаку, облик здания полон контрастов. Наружные стены оформлены камнем как с гладкой поверхностью, так и с имитацией «рваных» граней естественного материала. На них расположены отдельные бетонные плиты с рельефными изображениями. Медведь и работник в виде детской богородской игрушки, Царевна-лебедь, Золотая Рыбка, Жар-Птица, глухари и другие сказочные атрибуты создают впечатление гармонии сказочного и бытового.
Позже в этом здании размещались различные учреждения: штаб 5-й Армии Восточного фронта, Детская туберкулезная больница и жилые помещения. В настоящий момент дом – особняк с усадьбой известен под названием Дома Актёра из-за расположенного в нём Ульяновского отделения Всероссийского театрального общества.*
Ещё одним памятником архитектурного наследия Фёдора Ливчака по праву считается построенный в 1916 году особняк купца С. С. Бокоунина. Для него характерен тип русской избы с тремя окнами на главном фасаде, за что в народе его прозвали «теремком».
«Сильно выступающие вперед свесы кровли отбрасывают на стены глубокую тень, ажурная сквозная резьба фриза благодаря контрасту с этой тенью создает то «узорочье», которым называется украшение тенью и которое часто применялось в народном зодчестве» (по материалам книги Б.В. Аржанцева «Архитектурно – исторические образы Симбирска»).
По сей день стоит «теремок» на улице Радищева, напоминая об ушедшей эпохе купеческого Симбирска.*
Неизвестный Ливчак
Рассказывая о талантливом человеке, зачастую более подробно останавливаются на его достижениях и материальных свидетельствах многолетней работы. Личные качества, семейные отношения и взгляды на общество остаются «за бортом». К счастью, о Фёдоре Ливчаке известно чуть больше, чем могут рассказать исторические факты.
Весьма интересен тот факт, что Фёдор Ливчак встретил революцию на стороне «белых», поскольку большевистские репрессии затронули многих из его друзей. Вместе с группой единомышленников архитектор создал мастерскую по переоборудованию автомобилей. Там обычные грузовые автомобили обшивали бронелистами, переоборудуя их в броневики, которые поступали на вооружение белогвардейцам. В Симбирске, постепенно занимаемом Красной Армией, содействие такого рода Ливчаку ничего хорошего не сулило. Поэтому в сентябре 1918 года он покинул город вместе с семьей. Остановившись в Мелекессе, через некоторое время Фёдор Осипович принимает решение уходить на Урал вместе с войсками Каппеля. Жена и дети, для которых Симбирск успел стать родным, предпочли вернуться. С тех пор они не виделись, и лишь через год узнали о смерти отца семейства, который провел свои последние дни в Омске, страдая от тифа.
Говоря о дальнейшей судьбе известной фамилии, можно отметить вклад старшей дочери архитектора – Надежды, которая принимала участие в правозащитном движении вместе с Андреем Дмитриевичем Сахаровым (1960-1970 гг.). К слову, портрет Сахарова на фоне символического креста вместе с другими произведениями художницы, преданными в дар Ульяновску, в настоящий момент располагаются в Зале Собраний на Льва Толстого, 42.