Примерное время чтения: 9 минут
304

Народный дух эпохи. В Новоспасском, Турке, Будапеште пелось от души

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 28. АиФ - Ульяновск 28 13/07/2022
Выступление хора в Турке. 1987 год.
Выступление хора в Турке. 1987 год. / Анатолий Шмонин / предоставлено героем публикации

В этом году исполняется сто лет Новоспасскому районному Дому культуры. Дата заметная и значимая. Особенно если вспомнить, сколько поколений новоспасцев проводили в этих стенах свой досуг – смотрели кинофильмы, посещали танцевальные вечера, находили здесь друзей, знакомились и создавали семьи.

Новоспасскому, можно сказать, повезло гораздо больше, чем другим райцентрам. Первый народный дом (а именно так назывались дома культуры и клубы в двадцатые годы прошлого века) появился на месте усадьбы бывших владельцев поселения ‒ помещиков Амбрязанцевых-Нечаевых. Усадьба имела отдельные кабинеты и помещения, которые как будто специально были созданы для занятий в кружках и проведения репетиций художественной самодеятельности. Потом на этом месте появился Дом культуры, преобразованный в начале нынешнего века в кинотеатр «Октябрь». Старое же здание Дома культуры использовалось в качестве главного культурного очага вплоть до 1978 года, когда было построено здание нового ДК «Кристалл» (так он называется сегодня).

Не хуже областных артистов

Старшее поколение новоспасцев до сих пор помнит людей, которые выступали на сцене не хуже областных артистов. В шестидесятые годы в район приехали работники культуры, получившие высшее и специальное образование. Здесь в первую очередь вспоминается многолетний директор РДК Сергей Иванович Акимов, который артистом был всесторонним: танцор, чтец и конферансье. Чем-то он напоминал знаменитого Бориса Брунова. Кроме того, Сергей Иванович был прекрасным организатором, руководителем. Когда в Новоспасском появился не без участия Акимова парк культуры и отдыха, областное руководство пригласило его в Ульяновск, где он стал директором парка им. Свердлова (сегодня «Владимирский сад»).

Выступление новоспасского хора украшало торжественные концерты в 80-е годы в Ленинском мемориале. На сцене солируют в центре слева – Николай Сидоров и справа – Анатолий Шмонин.
Выступление новоспасского хора украшало торжественные концерты в 80-е годы в Ленинском мемориале. На сцене солируют в центре слева – Николай Сидоров и справа – Анатолий Шмонин. Фото: предоставлено героем публикации/ Анатолий Шмонин

Оттуда в 1970 году Сергей Иванович был переведён на должность директора Ленинского мемориала и многие годы успешно трудился на этой ответственной должности.

Не могу не упомянуть и ещё об одном феномене народного просвещения, какими в то время были народные «университеты культуры». Как много доброго и полезного было сделано в эпоху, когда не было интернета и не в каждом доме был телевизор! В проведении занятий «университетов» принимали участие лекторы общества «Знание», учителя, врачи. Нередко лекции сопровождались демонстрацией кинофильмов по темам, близким к содержанию лекции. Большой интерес вызывали приезды артистов, музыкантов из областного центра и других городов.

«Червону руту» пели на бис во Львове

В 1970 году, в год столетия В.И. Ленина, в Новоспасском был создан районный хор. До этого хор был только в посёлке Фабричные Выселки. Одним из создателей народного хора был первый секретарь райкома комсомола Николай Сидоров. Вспоминая то время, Николай Андреевич отмечает, что желание петь в хоре у людей было, но не сразу нашлись специалисты, которые бы взяли на себя ответственность по руководству хором. Одним из таких людей стал директор музыкальной школы Борис Фёдорович Степанов. По иронии судьбы музыкальная школа в рабочем посёлке появилась раньше хора на год. Но в этом было и известное преимущество. Преподаватели как профессионалы помогли в формировании хора. Основную часть коллектива, естественно, составляли молодые люди разных профессий. Некоторые из них сразу завоевали признание новоспасцев. Солисткой хора, исполнявшей народные песни и песни советских композиторов, стала учительница средней школы № 1 Вера Баскакова, исполнительницей произведений академического плана стала секретарь райкома ВЛКСМ Н. Ляхова. Уже в 1975 году хор получил звание народного.

«Мы никогда не варились в собственном соку, ‒ вспоминает Николай Андреевич Сидоров. ‒ Чтобы лучше петь, надо было учиться у других, что мы и делали. Ездили в другие районы, где хоровые коллективы появились раньше. Выступали в соревнующихся с Новоспасским районом Колышлейском районе Пензенской области и Турковском районе Львовской области Украины. В то время была такая форма содружества областей и республик СССР, как соревнования и побратимство. Ульяновск был побратимом и товарищем по соревнованию со Львовской областью. Соответственно, каждый район имел товарища ‒ соперника по соревнованию. Новоспасский район соревновался с горным Турковским районом. В сентябре 1987 года наши хористы побывали в городе Турка, слушали выступления самодеятельных артистов и сами предложили на суд зрителей программу из русских народных песен».

В качестве сюрприза побратимы услышали попурри из известных украинских песен, включая широко известную в то время «Червону руту».

«Сегодня всё это кажется сном, ‒ вспоминает ветеран хора Анатолий Шмонин. ‒ Кажется, совсем недавно мы встречались со своими украинскими побратимами, но между той безо­блачной жизнью и нынешним тревожным временем пролегла целая эпоха. Незабываемой осталась в памяти поездка в Польшу. Мы выступали в курортном местечке Шклярска-Поремба, расположенном в Карпатах. Помню, как тепло принимали нас, как аплодировали нашим выступлениям польские любители народной песни. Трудно тогда было даже предположить, что наступит время и отношения между нами испортятся».

Руководство хора постоянно работало над разнообразием репертуара. В момент его расцвета (это был конец 80-х годов) почётное место в репертуаре занимала хореографическая сюита «Свадьба», основанная на обрядовой мелодике областей Среднего Поволжья.

Импульс к творчеству на всю жизнь

Хор, кстати, стал отправной точкой в карьере для многих исполнителей и вообще творческих людей. Среди них исполнительница народных песен Галина Васильевна Петрова, которая была приглашена на работу в качестве директора ДК в октябре 1978 года.

До этого она активно занималась художественной самодеятельностью, участвовала во многих конкурсах и фестивалях народной песни. Одна из грамот удостоверяла её победу во Всероссийском фестивале народной песни, подписанной председателем Союза композиторов СССР Тихоном Хренниковым. Последнее место её работы до приглашения в Новоспасское ‒ Дворец культуры им. 50-летия Октябрьской революции Сызрани ‒ в шутку в народе этот ДК называли полтинником. В данном случае он обозначал не только дату, а выражал доверительную атмосферу. Там всегда толпился народ, который находил себе занятие. Галина Васильевна не просто руководила ДК, но и пела любимые в народе песни. Это время как раз совпало с триумфом великой народной певицы Людмилы Георгиевны Зыкиной. Галина Васильевна встречалась с ней, просила её послушать, и народная певица СССР по достоинству оценила голос районной артистки. Он у неё, кстати говоря, был меццо-сопрано, как и у Зыкиной. После встречи с Зыкиной Галина Васильевна включила в свой репертуар её песни «Я лечу над Россией» и «Родники». Обе написаны Григорием Пономаренко.

Несмотря на занятость хозяйственной деятельностью, Галина Васильевна выступала не только в больших концертах, но и участвовала в агитационных концертных бригадах. Помню, какой успех вызывало исполнение ею романса «Тёмно-вишнёвая шаль» и народной песни «Вниз по Волге-реке». Тогда я, будучи ведущим телевизионной программы «Вдохновение» районного телевидения, в рассказе о творческом пути певицы упомянул, в частности, и о таком ярком эпизоде её биографии, как участие в Волжском народном хоре. Галина Васильевна, будучи человеком скромным, не придавала значения этому эпизоду своей биографии. Но телезрители потом постоянно обращались с просьбами исполнить ту или иную песню из репертуара Волжского хора. К сожалению, из-за тяжёлого недуга артистке не удалось реализовать себя в качестве солистки хора. На местном кладбище о судьбе певицы напоминает памятник с её портретом в народном костюме как символ преданности народной песне.

 

Участие в хоре дало творческий импульс самодеятельным композиторам Александру Малкину и Виктору Батаеву. Александр Иванович ‒ автор песен, которые известны многим в районе. Прежде всего это «Песня о Новоспасском», с которой ежедневно начинает свои программы местное телевидение «Сфера ТВ», и песня «Любимая школа», посвящённая новоспасской средней школе № 1 и её учителям. Свою песню о Новоспасском, ставшую гимном райцентра, автор написал во время службы в армии. «Служить довелось в группе советских войск в Венгрии, ‒ вспоминает Малкин. ‒ Воинская часть располагалась в центре Будапешта. Красота этого величественного европейского города меня, уроженца маленького приволжского посёлка в Ульяновской области, буквально потрясла. Памятник на площади Героев, гора Геллерт, рыбачий бастион, королевский дворец, отражающийся в медленно текущих водах Дуная, оставили сильное впечатление. Но живя в окружении этой роскоши и ежедневно встречаясь с рукотворной красотой огромного города, я постоянно вспоминал заросшие травой сельские улицы, по которым мы бегали босоногими мальчишками, утопая в мягкой пыли, деревянные дома, чьим единственным украшением подчас были кудрявые рябины и клёны, росшие по соседству. Вспоминалась говорливая речка Сызранка, в которой ловил я с приятелями пескарей, и всё это представлялось необыкновенно родным и близким. Из этой сыновней любви и привязанности к месту, где я появился на свет, и родилась «Песня о Новоспасском».

Именно как аккомпаниатор хора и самодеятельный композитор начал свою деятельность и Виктор Петрович Батаев. Сегодня в багаже ветерана творческой профессии пять сборников, среди которых инструментальные пьесы и произведения для баяна, которые используются для обучения студентов Ульяновского музыкального училища.

Вместо эпилога

В «лихие 90-е» хор прекратил своё существование. Однако его звёзды продолжают светить и по сию пору. Некоторые из хористов перешли в хор ветеранов, более молодые составили ядро женской вокальной группы «Сударушка». Интересно, что упадок хоровой песни происходит на фоне материального обновления ДК. Хочется верить, что в этой связке новоспасский народный хор возродится и в него придут мужчины, которых сегодня явно не хватает. Кстати, в это верят не только те, кто стоял у истоков районного хора, но и все любители народной песни.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах