«Падение Берлина»
После Великой Отечественной войны возникла потребность художественно осмыслить совершенный народом подвиг. Яркий образец тому - знаменитая киноэпопея Юрия Озерова «Освобождение», вышедшая на экраны в 1970-м году. Мало кто знает сегодня, что попытки создания эпопеи о подвиге народа и его армии делались и раньше. В 1950-м году вышел в свет фильм режиссера Михаила Чаурели по сценарию писателя Петра Павленко «Падение Берлина». Это была двухсерийная кинолента, подробнейшим образом рассказывавшая о нашей истории, начиная с предвоенных лет и кончая победным маем 1945 года. В фильме были задействованы самые яркие звёзды советского кино и театра.
Так, знаменитый мхатовец Алексей Грибов играл роль «первого красного офицера» и «первого маршала» – Климента Ворошилова, его коллега по сцене Борис Ливанов - маршала Константина Рокоссовского. Знаменитый исполнитель ролей В.И. Ленина Максим Штраух играл роль Молотова. Интересно, что в дилогии «Падение Берлина», может быть, впервые в художественной форме рассказывается о взаимоотношениях с нашими союзниками по антигитлеровской коалиции - Великобритании и США. Уинстона Черчилля играл представитель славной артистической династии МХТ Виктор Станицын, Франклина Рузвельта - звезда немого кино, а впоследствии артист Театра Ленинского комсомола Олег Фрейлих.
Что касается главных героев фильма - сталевара-стахановца Алексея Иванова и его возлюбленной Натальи Румянцевой, то их сыграли молодые, но уже полюбившиеся публике актеры Борис Андреев и Марина Ковалёва. Но, конечно, самым-самым главным героем киноленты был великий вождь и «отец народов» Иосиф Сталин. Ведь именно его участник в организации великих побед красной нитью проходит через всю картину. Роль вождя была поручена известному артисту Михаилу Геловани.
Младший лейтенант из Старой Кулатки
В «Падении Берлина», который снимался не только в СССР, но и Праге, а также в предместье Потсдама Бабельсберге, наименее пострадавшем от бомбежек и разрушений, в массовых сценах снимались солдаты и офицеры недавно созданной группы советских войск в Германии. Среди тех, кто участвовал в съемках батальных сцен был и житель Старой Кулатки Ульяновской области Рахимжан Талипов. К описываемому времени он был уже младшим лейтенантом. Он не очень разбирался в киноискусстве, но видел и «Весёлых ребят», и «Чапаева», и «Двух бойцов». Поэтому когда артисты и военнослужащие впервые встретились перед съемкой, Рахимжан, увидев Бориса Андреева, с милой непосредственностью закричал, словно встретил родного человека: «Саша с «Уралмаша»!». Рахимжан рассказывал потом, что Борис Андреев нимало не обиделся на столь фамильярное обращение, потому что совершенно правильно оценил его как проявление зрительской любви. В ходе работы Алеша, как стали называть Андреева по имени его героя из фильма, охотно рассказывал нашим солдатам и офицерам об актерском житье-бытье. Ребятам, многие из которых были призваны в армию из сел, общаться с ним было интересно.
Свой парень
Рахимжан Талипов происходил из Старо-Кулаткинского района. В 50-е годы он, подобно многим его землякам, переехал в более промышленно развитый посёлок. Талиповы были одними из первых татарских переселенцев в многонациональном райцентре. Может быть, поэтому его все чаще стали называть Лёшей, или Алёшей - так часто парень вспоминал о своем знакомстве с известным артистом.
Многие годы Рахимжан работал водителем в тресте «Новоспасскмежрайгаз». Помнится, мне надо было устранить какую-то неисправность в газовой колонке, и он привёз с собой слесарей. Узнав, что я из газеты, Рахимжан, ставший уже дядей Лешей, рассказал мне о своих встречах с артистами и посильном участии в фильме «Падение Берлина». Во время одной из бесед Талипов показал мне фотографию с артистами, стоявшими вперемешку с нашими солдатами и офицерами, и выразил желание, чтобы я написал об этом эпизоде. Я, помню, пообещал, но так и не собрался. И вот сегодня держу перед собой старую фотографию и вспоминаю дядю Лёшу и его рассказы о том, как он снимался в кино. А фотографию на память он, скорее всего, получил как участник массовки, так как тогда вместо гонорара офицерам выдавали фотографии со съёмок или совместных с артистами фото.
Кстати
После 20 съезда Коммунистической партии и небезызвестного доклада Никиты Хрущёва «О преодолении культа личности» фильм был положен на полку из-за большого значения роли Сталина в этой эпопеи. И потому сегодня мало кто знает об этом шедевре, который так и остался для ветеранов замечательным памятником своему великому и противоречивому времени.