Примерное время чтения: 6 минут
290

Педагог-новатор

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 21. АиФ - Ульяновск 20/05/2009

Шел в физики - попал в педагоги

Сергей Данилович Поляков, доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии Ульяновского государственного педагогического университета, известен в нашем городе как учитель учителей. В основе его трудов в области педагогики и психологии не только годы научной работы, но и богатый жизненный опыт. Именно им, а также взглядами на некоторые острые проблемы настоящего и будущего профессор Поляков делится с читателями "АиФ-Ульяновск".

Даешь жизнь новую!

- После 10 класса собирался идти в физики, - рассказывает Сергей Данилович. - Физики тогда были в почете... Но при поступлении в МГУ с треском провалился и год работал лаборантом в одном ульяновском проектном институте. Работа оставляла достаточно времени для того, чтобы "погрузиться" в коммунарское движение. Именно там я постепенно осознал, что физика - так себе, а педагогика - серьезное дело, от которого зависит будущее не только страны, но всего человечества. Меньшими категориями мыслить даже и не хотелось. Настрой был дан еще в 1963 году, когда я впервые попал в пионерский лагерь "Орленок"... Но все-таки сила инерции оказалась велика, и в 1965 году я поступил на физфак МГПИ. Учился довольно неровно: 3-4-2-5, и чем дальше, тем сильнее ощущал, что физика не входит в число моих любимых предметов. Но была и другая сторона студенческой жизни - стройотряды, походы, клуб вожатых, КСП. Это свой мир, своя неповторимая аура... И постепенно зрела такая "крамольная" мысль: все надо делать по-другому. Не важно как - но по-другому. Все время что-нибудь выдумывали. Создали клуб ДЖИН - Даешь Жизнь Интересную Новую. Клуб существовал два дня. В первый день принимали новых членов - долго водили их с завязанными глазами по общежитию и предлагали пить "ритуальную чашу" какого-то спиртного напитка. Произносили клятву начать новую жизнь, весь следующий день ее вели, а на третий все было забыто...

Ундоры - лучшее место для диссертации

По распределению я работал в поселке Чернышевский Якутской ССР. Это был совершенно новый поселок, где судьба свела 11 тысяч человек 55 национальностей - строителей Вилюйской ГЭС. Проработал там три года, вел физику в старших классах. Какое-то время я искренне считал себя "крутым" педагогом, думал, что все умею. И вдруг оказалось, что с обычным классом добиться каких-то реальных результатов получается через раз. Более того - в итоге получается совсем не то, что планировал. И это стало важным открытием.

Отпуска я проводил обычно в Москве, с бывшими вожатыми "Орленка". Они внимательно выслушивали мои рассказы и однажды подкинули мысль: а не описать ли это все в виде диссертации. И действительно, после трех лет работы в Якутии я "созрел" для того, чтобы в жизни что-то изменить. Директор Ундоровской школы Анатолий Федорович Пзухин убедил меня в том, что лучшее место для подготовки в аспирантуру - Ундоры. Я жил там год, работал у него в школе... А в 1973-м поступил в уникальное учреждение - Лабораторию воспитательных проблем коллектива, которую возглавляла Людмила Ивановна Новикова, ныне академик. Аспирантам там внушалась главная мысль: изучать надо все, кроме педагогики - от этнографии до сексологии. К тому времени, когда я защитил диссертацию "Воспитание и развитие коллектива старших школьников", куда вошла история моего якутского класса, у меня появилось ощущение, что люди в науке мне нравятся, а сама педагогика как кабинетная наука - не очень. Вновь потянуло на реальную работу с детьми.

Почему не приживаются новаторские идеи?

Вернувшись в Ульяновск, я четыре года проработал в 62-й школе организатором внеклассной работы. А в начале 80-х попал на кафедру психологии пединститута - пришел за подработкой, но часы нашлись только как для методиста-психолога педпрактики. А потом заведующий кафедрой мне сказал: либо сейчас к нам переходишь на постоянную работу, либо пять лет ставки не будет. Так я оказался - без психологического образования - на кафедре психологии. Сначала даже не знал, с какой стороны поступиться к новой работе... Но после того как прочел программы, выяснилось, что половину учебного материала я знаю - после обучения в лаборатории Новиковой, где читал "все подряд, кроме педагогики".

Это время совпало с волной новаторских идей - тем, что называлось педагогикой сотрудничества. Работал с группой Олега Газмана, который был не только замечательным педагогом-практиком, но и известным ученым, создавшим особую педагогику - "смелую, свободную, выверенную в мелочах и очень высокую по цели".

Олег Семенович создал группу, которая ездила по стране и занималась обучением учителей. Я был в этой команде. Именно в этих поездках возник вопрос, ответом на который стала докторская диссертация. А почему прекрасные инновации не желают распространяться в школах? Как выяснилось, дело в том, что теория и практика - две разные вещи. Любая инновация обязательно трансформируется, она не может оставаться такой, какой ее придумали, - в разных школах разный психологический климат, разные люди, разная ментальность.

Новой цивилизации - иная школа...

Начиная с конца 80-х в обществе идут противоречивые процессы. Снижается уровень знаний, сами школьники относятся к школе все более негативно. Возникают проблемы с нравственной ориентацией. Но причина всего этого - не школа, не образование, не учитель. Проблема в том, как меняется общество. В 90-е годы вообще произошла смена типов цивилизации. И та цивилизация, в которой мы "внезапно" оказались, требует других результатов образования. Если раньше таким результатом считалась система знаний - и научных, и культурных, то теперь требуется другое - социальная компетенция, умение действовать в различных ситуациях, профессиях, коллективах. Эти две ориентации во многом противоречат друг другу, и слить их воедино невозможно. Советская школа была хорошей школой системы знаний. Но теперь важнее умения. Наша школа до сих пор не сделала выбора. ЕГЭ замыкается на системе знаний, и в то же время постоянно идут эксперименты, направленные на социальную адаптацию, компетенцию, навыки. Пока выбор сделан не будет, не появится и ясного результата.

Плохо это или хорошо, что меняется и общество, и школа, судить не берусь. Но уверен в одном: во благо все, что помогает человеку жить и развиваться!

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах