Примерное время чтения: 5 минут
300

Ботаник Михаил Шустов

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 45. АиФ - Ульяновск 05/11/2008

Нелегко жить, когда видишь картину грядущих катастроф и осознаешь невозможность что-либо изменить...

Примерно такую судьбу выбрал себе главный научный сотрудник Института экологии Волжского бассейна, доктор биологических наук, профессор кафедры природопользования УлГУ Михаил Шустов.

"Миша,

не женитесь

на учительнице..."

"Мне очень повезло родиться в семье преподавателей Ульяновского педагогического института. В первый раз на полевую практику я попал в три года. Регулярно начал ездить с семи лет. Еще в школе начал собирать коллекцию лишайников - получилась она довольно богатой, стала основой и дипломной работы, и будущей диссертации.

Когда закончил пединститут, выяснилось, что места в аспирантуре нет, и я пошел работать в школу N 7. Вскоре почувствовал, как "затягивает" педагогический труд. Как-то после родительского собрания отправился в "поход" по неблагополучным семьям вместе с учительницей русского языка. Семь часов вечера, темно, октябрь... Она мне и говорит: "Миша! На учительнице не женитесь... Дома полный разгром - целая машинка белья нестиранного, три пачки тетрадей непроверенных...". Если бы я еще на какое-то время задержался в школе, так и остался бы навсегда... Но столько было вложено времени и сил в научную работу... Это, конечно, перевесило.

С природой надо бережно...

Какова связь между лишайниками и экологией? Сто лет ученые спорили о том, доходил ли сюда ледник... В процессе исследований я столкнулся с видами, которых в составе современной флоры быть не могло. Разобраться с этим парадоксом удалось позже, когда в 1988 году я начал работать в Институте экологии Волжского бассейна.

Это было блаженное для науки время - финансирование шло строго по плану. Я выступил с предложением исследовать Приволжскую возвышенность. Институт предоставлял мне автомобиль "ГАЗ-66", тонны бензина "в талонах", тушенку, сгущенку и все необходимое. Был сформирован отряд. Мы работали до 1991 года. В итоге мне удалось доказать, что наша растительность развивалась непрерывно 25-28 миллионов лет - с того самого момента, как здесь образовалась суша. А чем древнее экосистема, тем она менее устойчива, тем более бережного обращения требует. К ней нельзя подходить с точки зрения рыночной экономики - это как Кижи, как Кремль, как Зимний дворец... От лесных массивов, что были здесь сто лет назад, осталась едва ли четверть. Уникальные древние степи, которым миллионы лет, распаханы. Мы приближаемся к кризису, которого никто не желает замечать.

Надвигаются

барханы

Самые мрачные прогнозы начинают сбываться...Через несколько десятков лет в Среднем Поволжье может начаться опустынивание. Уже сейчас на 4-7 километров отступили истоки большинства малых и средних рек.

Я сам еще в 1990 году наблюдал Волго-Донские барханы. Это не Средняя Азия, а север Волгоградской области! Процесс отчетливо виден из космоса, зона опустынивания нарастает, но никто ничего не делает! Мы еще в начале 90-х писали об этом докладные записки в Правительство СССР. Почему сначала надо довести ситуацию до катастрофы, а потом неимоверными усилиями, жертвами, героизмом пытаться что-то исправить?! Не проще ли сейчас заняться восстановлением растительного покрова и самих экосистем, которые смогут стать "буфером" на пути опустынивания?

Нести тяжело -

бросить жалко

С некоторых пор экология и политика друг друга не понимают. До 1993 года, когда в России по сути была парламентская республика, депутаты регионов собрали экологический парламент

Волжского бассейна. Тогда удалось утвердить программу "Возрождение Волги". Я сам участвовал в ее создании и ответственно заявляю: если бы она заработала, был бы реальный шанс остановить надвигающуюся на нас пустыню. Но после расстрела Белого дома в 1993-м программа стала постепенно "усыхать", хотя Ельцин ее утвердил и обещал поддержку.

Поддержка, впрочем, была весьма своеобразной: пожалуйста, действуйте! Но денег нет... В итоге программа превратилась в чемодан из анекдота: и нести тяжело, и бросить жалко... Увы, в политике главенствует принцип: давайте дадим подняться экономике, а потом уже и о природе задумаемся. Но если сейчас игнорировать экологические проблемы, то вскоре они напомнят о себе так, что все остальное покажется "цветочками".

Всего через 50 лет отслужит свой срок Куйбышевское водохранилище - из него просто ил на сушу полезет! И чтобы предотвратить катастрофу, необходимы средства, в десятки раз превышающие годовой бюджет Российской Федерации. Нужно сливать воду, начать переработку ила, а предварительно создать целую индустрию, которая этим будет заниматься. К сожалению, в нашей стране ради сиюминутной экономической выгоды бездарно уничтожаются экосистемы, на которых держится и живая природа, и климат, которые обеспечивают и само существование человека.

Это меня волнует не только как ученого... Дело в том, что я все-таки женился на учительнице, у меня растет дочь, и мне далеко не безразлично, в каком мире ей придется жить...".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах