Примерное время чтения: 6 минут
869

Сергей Львович Сытин – жизнь для людей

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 19. АиФ - Ульяновск 11/05/2010

И уж совсем немногие имеют достаточно полное представление о масштабах этой личности. И в этом нет ничего странного. И при жизни Сергей Львович предпочитал выделяться только в одном – в работе. Слава, почет, признание заслуг всегда были для него категориями второго сорта, которым не стоит придавать особого значения.

Быть в гуще событий

Он родился в 8 января 1925 года в Москве. Его отец, Лев Максимович, знаменит тем, что представлял Россию на Олимпийских играх 1912 года в Швеции, и завоевал серебряную медаль в стрельбе. Потом он всю жизнь он работал фотографом - специалистом по съемке картин и скульптур. Страсть к истории Сергею Львовичу передалась от матери, Лидии Петровны, преподавателя кафедры русской истории Московского университета.

В 1947 году Сергей Львович закончил исторический факультет МГУ, а еще через пять лет защитил диссертацию «Революционное движение плебейских масс Парижа под руководством Ру и Леклерка летом 1793 г.». С 1952 года почти до конца жизни работал в Ульяновском пединституте на кафедре всеобщей истории. Он до сих пор считается в научных кругах одним из крупнейших специалистов по истории Великой французской революции. Но сам он, по словам его сына Алексея Сергеевича, полагал, что все попытки заниматься этой темой в Ульяновске изолируют от людей, от местной среды. Именно поэтому он серьезно занялся краеведением - тем, что позволяло ему жить интересами города и его жителей. Сергей Львович Сытин оставил громаднейший архив краеведческих работ. Немногие из них были изданы при жизни – в основном это ксерокопии, размноженные для библиотек и музеев, для студентов и преподавателей. Но в том, чтобы погрузиться исключительно в мир своих научных интересов, он видел нечто эгоистичное. Поэтому он активно участвовал в общественной жизни, в решении всех вопросов, связанных с сохранением того или иного памятника, читал лекции, вел семинары, постоянно консультировал студентов…

В истории не бывает мелочей

В 80-е годы на историко-филологическом факультете пединститута работала когорта сильнейших преподавателей-историков, о каждом из которых можно сказать немало теплых слов. Однако Сергей Львович выделялся среди них еще и тем, что не только требовал досконального знания своего предмета, но и стремился научить каждого студента мыслить самостоятельно. Любая лекция или семинар временами переходили в тесты на общую эрудицию – он мог спросить, например, что такое теория расширяющейся Вселенной. Нередко сценические пародии на него становились «гвоздем» фестивалей «Студенческая Весна»: «Ваши знания вызывают у меня желание сбросить на вас атомную бомбу! Кстати, как она устроена?». Смеялись все – и студенты, и преподаватели, в том числе, и сам Сергей Львович.

Во многом благодаря его усилиям был создан музей-заповедник «Родина В.И. Ленина». Сергей Львович считал, что имя Ленина поможет сохранить хоть какую-то часть старого Симбирска, города, который он любил и который был едва ли не главной темой его научных трудов. Многие из них были посвящены истории одного конкретного дома, и до сих пор, чтобы оценить историческую, культурную и даже архитектурную ценность какого-либо здания, высшим авторитетом остается мнение Сергея Львовича Сытина – именно на него ссылаются, его цитируют многие современные исследователи.

Сам же он старался не афишировать ни своего имени, ни своей «роли в истории». На многих из выпущенных им брошюр, не было даже указания на имя автора. Был примечательный эпизод, когда местные власти в конце 60-х пытались приписать ему славу открытия дома, где родился Ленин, поскольку у партийного руководства сложилось негативное отношение к Жоресу Трофимову… Но Сытин при любом удобном случае, как только речь заходила об этом вопросе, монотонно повторял: «Учтите, дом нашел Трофимов, а я нашел несколько фактов, подтверждающих его открытие…»

Благодаря исследованиям Сергея Львовича удалось установить месторасположение Симбирского Кремля. Как выяснилось, его восточная стена проходила вдоль волжского склона, южная шла от современного здания филармонии до гостиницы «Советская», западная - между зданием администрации Ульяновской области и улицей Советской, а северная - вдоль памятника Гончарову до гимназии №1.

Убеждений не менял

Как вспоминает Алексей Сергеевич Сытин, для Сергея Львовича было неприемлемо работать на себя, на память о себе – он навсегда остался человеком своего времени.

До конца жизни он остался при своих убеждениях и неоднократно заявлял, что от «рыночных реформ» не было и не могло быть никаких положительных результатов: мир богатых и бедных всегда строится по одному принципу - пять процентов богатых, остальные – нищие. И ничего другого придумать невозможно. Ничего созидательного, по его мнению, не могло получиться, если примитивно копировать западные схемы общественного устройства – то, что складывалось на основании опыта веков невозможно заменить имитацией, сотворенной «на скорую руку».

Он продолжал работать до тех пор, пока у него оставались силы, и даже после того, как сил уже не было. Работа для него была всем… Сам историк, он никогда не стремился к тому, чтобы стать «исторической личностью» - даже когда в 2001 году незадолго до смерти ему присвоили звание почетного гражданина Ульяновска, он совершенно не придал значения этому факту.

Но уйти незамеченным для такого человека не представляется возможным: его добрым словом поминают все, кто у него учился, о нем помнят и будут помнить в научном мире. В октябре этого года в музее «Симбирская классическая гимназия» состоится уже шестая научно-практическая конференция, посвященная памяти Сергея Львовича - «Человек и История: вариации на тему».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах