Самые древние древности Симбирска-Ульяновска

Этому черепу ихтиозавра 120 млн лет. © / Илья Стеньшин / Из личного архива

Какой самый древний объект у нас есть на территории города? Ну что-то такое, к чему можно было бы подвести гостя города и сказать: «Вот это наша самая древняя древность».

   
   

Этот вопрос редакции задала наша читательница Елена Гусева, а мы его переадресовали историкам, краеведам, археологам, палеонтологам.

Симбирскозавр

Для специалистов на вопрос о древней древности нет однозначного ответа. Всё зависит от того, где «копаем»? В области археологии? Палеонтологии? Оцениваем архитектурное наследие? Что-то ещё? Но обычного горожанина эти нюансы не интересуют. Ему интересна «древность», которая может удивить, поразить, впечатлить. Нечто такое, о чём будут говорить: «А в Ульяновске я видел, слышал, узнал…» В конечном итоге это же нужно и власти, которая так много и давно говорит о привлечении туристов на нашу территорию не только из России, но и со всего мира.

Как раз на прошлой неделе в Ульяновском областном краеведческом музее презентовали череп ихтиозавра с четырьмя ноздрями, которому никак не меньше 120 миллионов лет.

– Этот признак – четыре ноздри – по две с каждой стороны был обнаружен пока всего у трёх ихтиозавров в мире, – рассказывает заведующий сектором «Палеонтологическая галерея» Ульяновского областного краеведческого музея Илья Стеньшин. – Черепа двух из них найдены на территории нашего региона. Один был описан ещё в 1986 году и назван Симбирскозавром в честь Симбирска, а второй найден ещё в 2011-м. Но мы только сейчас смогли его показать, поскольку в музее в прошлом году появилась лаборатория, оборудование которой позволило его очистить. Ещё один подобный череп найден на территории Колумбии.

Но строго говоря, даже черепа рыбоящеров не самая древняя наша древность.

   
   

– Самые древние находки, которые хранятся в нашем музее, – окаменелости Юрского периода. Это ископаемые останки – кости морских ящеров, раковины головоногих моллюсков, которые находят в лечебной глине в районе Ундоров. Её возраст более 150 млн лет, – говорит Илья Стеньшин. – Уникальность нашей территории в том, что именно здесь на поверхность выходят породы, которые были на дне древнего моря – тёплого, мелководного и поэтому насыщенного жизнью.

Могильник под «уазиком»

Но не все наши древности на дне морском. Иногда их находят, что называется, прямо под ногами. Так, прямо у стен Дворца книги ещё в 1969 году во время благоустройства сквера был открыт древний могильник. На остатки нескольких захоронений, в которых был найден железный наконечник стрелы X–XI вв., наткнулись при рытье земляной траншеи для установки бордюрных камней. Среди человеческих костяков один сохранился относительно хорошо. Его положение головой на запад указывает на совершение погребения по мусульманскому обычаю, характерному для волжских болгар домонгольского времени.

– Это не самая древняя находка на территории нашего города, – говорит заведующий отделом археологии НИИ истории и культуры имени Н.М. Карамзина, кандидат исторических наук Юрий Семыкин. – Более яркий памятник – языческий могильник у проходной автозавода, где на постаменте стоит автомобиль. Там в 2001 году собирались поставить православную церковь и в строительном котловане обнаружили человеческие кости. Строители на них особого внимания не обратили, но нам удалось остановить работы и провести охранные раскопки. Мы даже не знаем площадь этого могильника, потому что раскопали только то, что было в пределах строительного котлована. Нашли девять погребений, из них несколько целых, в которых были вещи, предметы быта, конская упряжь, украшения, наконечники стрел. Есть ещё одна уникальная находка, которая могла бы стать визитной карточкой Ульяновска, – поселение именьковцев недалеко от северного трампарка. Это V–VI вв. нашей эры. Внешних признаков на поверхности эти «древности» не имеют. На месте автозаводского могильника стоит каменный знак, возле библиотеки тоже есть каменный знак. А вот поселение Северный Венец никак не отмечено. И это серьёзное упущение.

Маркс на страже Кремля

Самый древний документ на территории Ульяновской области хранится в областном архиве. Он был подписан 31 января 1546 года, когда Симбирска не существовало даже в планах и относится к эпохе Иоанна Грозного, – рассказывает сотрудник Государственного архива Ульяновской области Антон Шабалкин. – В ту пору Ивану шёл только 16-й год, и его не величали ни только «Грозным», но даже и царём. Грамота адресовалась подьячему города Темникова Григорию Щетинину. Ныне Темников – райцентр Мордовии, он стоит на правом берегу реки Мокши.

А вот о самой древней древности времён основания Симбирска рассказал доктор культурологии Владимир Гуркин. Это след от рва, которым с внешней стороны был окружён малый Симбирский кремль. Глубина рва составляла более шести метров. Когда уже при Екатерине II его засыпали, земля оседала, и до наших времён сохранилась ложбинка за памятником Карлу Марксу – напоминание о симбирской крепостной стене и рве вдоль неё. Примерно там находилась Наугольная башня. По описанию 1702 года внутренние размеры Симбирской крепости составляли около 192 м на 176 м. На линии, соединяющей памятник Марксу со зданием краеведческого музея, находилась северная сторона малого кремля, а южная проходила между памятником Ленину и зданием госпиталя.

Кстати, известный адвокат и любитель истории Валерий Ревенко нашёл на улице Корюкина кованое железное ядро, которое, судя по всему, было выпущено защитниками Симбирского кремля по разинским войскам осенью 1670 года.

Дубовая история

Дмитрий Семенов, доцент кафедры биологии, экологии и природопользования УлГУ рассказал «АиФ» о самом древнем живом организме на территории города.

– В овраге Малая Винна, что в Винновской роще, растёт черешчатый дуб. По моим подсчётам, ему 300-350 лет. Он вдвое больше в обхвате, чем деревья-долгожители, которые спилили при строительстве теннисного корта в Винновской роще. А им, судя по годовым кольцам, было не менее двухсот лет.

Это не так уж и много. В Санкт-Петербурге есть дубы-долгожители, состояние которых гораздо хуже, но они ещё долго проживут, потому что за ними ухаживают. А наш дуб уже пытались поджигать и кору с него сдирали, чтобы он постепенно погибал. Сейчас он сильно мешает биатлонистам, которые хотят снести его, чтобы расширить свою лыжню…

Этот дуб наверняка встречался с Гончаровым и Карамзиным. И уже тогда был старый. Фото: Из личного архива/ Дмитрий Семенов

Узаконенный раритет

Что касается памятников архитектуры, то у нас есть узаконенная самая древняя древность – это объект культурного наследия местного (муниципального) значения «Комплекс Спасского женского монастыря, 40-50-е гг. XVII в.; 1908 г. Постоялый двор, 1787-1789 гг.». Он увековечен Постановлением Ульяновской городской думы от 29 октября 2003 года.

Спасская обитель была уничтожена 90 лет назад. Нашим культурным наследием стал невзрачный домик на её подворье. Фото: Из личного архива/ Из архива и Елена Трошина

Правда, от всего комплекса остался только одноэтажный кирпичный домик на бывшем постоялом дворе (пер. Пожарный, д. 7/1 (угол Пожарного пер. и ул. Бебеля)). Сейчас – время возрождения Спасского монастыря, и, возможно, домик обретёт новую жизнь. Но пока к этой самой возрастной достопримечательности симбирской архитектуры гостей города водить не стоит – очень уж плачевная картина. Чуть позже возвели здание Мариинской женской гимназии, церковь в Арском (она теперь тоже в черте города). Так что они практически ровесники.

Смотрите также: