С 1 по 15 июля в селе Ерыклинск Мелекесского района работала диалектологическая экспедиция из Санкт-Петербурга, которая собирала материал для Словаря русских народных говоров. Это событие потянуло за собой «ниточку», на которую нанизалась удивительная история.
Вечная Оторвишка
Об экспедиции нам сообщила по электронной почте директор Ерыклинской школы Марина Шершина. Из переписки с ней выяснилось, что у небольшого старинного села есть свой сайт (https://retro-eriklinsk.ucoz.net), на котором собран уникальный исторический материал, предания, легенды, свидетельства старожилов, воспоминания о войне и ещё многое-многое. Было очевидно, что это живая исследовательская работа энтузиастов, в которую включены люди разных поколений и которая продолжается.
Именно сайт «Ретро-Ерыклинск» зацепил питерцев: «После того как я нашла сайт об истории села, почитала о школе, хочу теперь только в Ерыклинск, и больше никуда», - написала Марине Шершиной руководитель экспедиции доцент кафедры русского языка филологического факультета СПбГУ Янина Мызникова.
В течение двух недель участники экспедиции жили и работали в Ерыклинске.
- Нас интересовали старинный быт и традиции села, облеченные в слова. Богатая история Ерыклинска накопила много загадок, в том числе и филологических, - сказала Янина Мызникова. - Чего только стоят старинные названия местных улиц: Оторвишка, Шебоновка, Козулёвка, Каракули, Непочётовка… Удивило, что в Ерыклинске по сей день сохраняется архаичная черта, весьма распространённая в прошлом – двойные фамилии коренных жителей – официальные и уличные.
О возникновении «улошных» фамилий, как и о событиях столетней давности, старожилы вспоминают как о вчерашнем дне. 98-летняя Александра Фёдоровна Кортушина рассказала, что «у Кортушиных фамилия была Малюгины. Но когда деда забирали на войну (Первую мировую ещё) выяснилось, что Малюгиных с такими же именами и отчествами очень много, поэтому ему предложили выбрать любую другую. Взял дед фамилию Кортушин, и потомки его так и стали писаться под новой фамилией…».
Столетия пережили не только «улошные» фамилии, но и сами названия улиц. Даже вновь приехавшие в Ерыклинск сжились с древней топонимикой, ходят все по тем же Козулёвке и Оторвишке, редко вспоминая современные названия улиц.
Удивил Ерыклинск исследователей и тем, что с XVIII века и до середины XX рядом с православными христианами здесь жили старообрядцы австрийского толка, беспоповцы, поморцы и монтаны (первые – самые ранние). Село было одним из самых больших по численности старообрядцев. Говорят, что до 1917 года в селе находились три молитвенных дома староверов и кельи, в которых жили келейники.
Пульс истории
В окрестностях Ерыклинска есть несколько археологических памятников. В восьми километрах к юго-западу от села обнаружена керамика именьковской культуры. В северной части Ерыклинска находится булгарское поселение первого тысячелетия. В километре от села в западном направлении расположен знаменитый Ерыклинский курган XVII века. По рассказам очевидцев, каждый год, распахивая поле, его пытались сравнять с землёй, а он всё равно приобретал свой первоначальный вид.
Команда составителей сайта «Ретро-Ерыклинск» развернула историю одного села в лицах на историческом полотне страны. Известно, например, что в 1917-м житель села Матвей Чеботаев участвовал во взятии Зимнего дворца. В 1918-м штаб белочехов разместился в доме Семёна Воронцова... В 1925-м под руководством Домны Авериной в селе создали женотдел, который организовал постоянный детский сад на 25 человек для сирот и детей бедноты. Не обошли стороной ерыклинцев и политические репрессии 20-30-х годов XX века. Протоиерей Пётр Иванович Франтовский был расстрелян в 1927 году.
В 1929 году по селу пошли «красные свахи», которые агитировали народ в колхоз, в то время его имущество состояло из пяти коров и двух-трёх десятков кур. 357 ерыклинцев ушли на Великую Отечественную войну, только 97 вернулись… В условиях «новой России» тысячи таких сёл просто исчезли с карты страны, но Ерыклинск не исчезает, а постепенно уходит в историю: «… нет больше Дома культуры, детского сада, разрушены полностью коровники, свинофермы, овчарни… Никто уже не помнит, какими были пасека и фруктовые сады, поля более 10 лет ждали заботливых рук человека; никогда больше не будет столько комбайнов и тракторов на наших полях заботиться о плодородии матушки-земли ерыклинской…
Но живёт ещё наша любимая школа, построенная совсем недавно: молодая, красивая, светлая… А значит, живёт село!».
Прямая речь
Марина Шершина, директор школы и создатель retroeriklinsk.ucoz.net:
- Сайт по истории села начала вести только в феврале этого года. Началось всё с того, что доцент кафедры культурологии и музееведения УлГПУ Евгений Анатольевич Бурдин, который больше двух лет работает над изучением нашего села и предоставил нам много очень ценных материалов, попросил найти фотографии церкви, которую разрушили в 30-е годы XX века. На своей страничке в «Одноклассниках» я разместила объявление с просьбой прислать фотографии старого Ерыклинска в надежде, что среди них окажутся фото церкви. То, что произошло потом, меня удивило: оказывается, многие коренные жители села, давно уехавшие из него, постоянно просматривали фотографии о прошлом Ерыклинска, которые я раньше размещала в соцсетях. А теперь стали целенаправленно присылать мне снимки и воспоминания о селе, каким оно было, какие были ремёсла, как выглядел Ерыклинск до затопления водами Куйбышевского водохранилища и прочее. Плюс большой материал, который мы собирали с учениками об истории появления Ерыклинского острога в 1653 г., о земляном вале Закамской оборонительной линии… Записано много воспоминаний старожилов во время наших с детьми краеведческих мини-экспедиций.
Ерыклинцы, оказывается, остались ерыклинцами даже после того, как прожили 50 и более лет в Ульяновске, Самаре, Белоруссии, Прибалтике, Москве… Они писали, что очень любят свою малую родину, тоскуют по ней. Так возникла идея создать сайт.
История уже настолько вплелась в нашу жизнь, что, наверное, отступать некуда. Будем двигаться дальше и ещё что-то открывать - новое, таинственное, неизведанное.
В тему
В шаге от чуда
Старожилы рассказывали, что икона Казанской Божьей Матери пропала из села во время разрушения в 1930-х годах Спасо-Преображенской церкви. По легенде, её обнаружил после войны косарь (или пастух) в роднике. Потянулся он к ней, да не даётся она ему в руки. Побежал он в село за самой набожной женщиной, привёл… И икона подплыла ей прямо в руки. Вскоре у родника построили часовню и назвали в честь Казанской иконы Божьей Матери. Во время советской власти часовню снесли, а родник засыпали землёй. Но через несколько дней он пробился. Тогда власти пригнали тракторы и засыпали его глиной, песком и щебнем. Но источник вновь пробился на волю. Сейчас на месте часовни стоит беседка небесно-голубого цвета (как раз в виде часовни). Говорят, что местная водица излечивает от... алкоголизма! Как пример местные жители показывают нескольких ранее злоупотреблявших ерыклинцев, которые испили «волшебной» воды и покончили с «пьяным делом» окончательно.
От редакции
Село умирает окончательно, когда умирает память о нём. Населённые пункты, улицы, дома не должны исчезать бесследно. Они могут постепенно уходить в историю, становясь золотым фондом страны. Если вы с этим согласны, собирайте интересные материалы о своей малой родине, мы их готовы публиковать.