Примерное время чтения: 8 минут
835

ГИС ЖКХ: «коммуналку» хотят сделать прозрачнее или дороже?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 50. АиФ - Ульяновск 50 13/12/2017
На сайте ГИС ЖКХ есть инструкция для тех, кто затрудняется пользоваться системой, которая зани- мает 237 страниц. Но если речь идёт о ТСЖ или ЖСК, то придётся изучить 1193 страницы информации.
На сайте ГИС ЖКХ есть инструкция для тех, кто затрудняется пользоваться системой, которая зани- мает 237 страниц. Но если речь идёт о ТСЖ или ЖСК, то придётся изучить 1193 страницы информации. / Валерий Христофоров / АиФ

«АиФ» продолжает свой проект «Платёжка». Сегодня мы говорим о том, чего стоит прозрачность и открытость информации о наших многоквартирных домах. С 1 января начнут штрафовать организации и ведомства, работающие в жилищно-коммунальной сфере, если они не внесут необходимую информацию в Государственную информационную систему ЖКХ (ГИС ЖКХ). Эксперты говорят, что есть единственный источник оплаты этих штрафов и затрат, связанных с работой системы, – это карман населения.

Зачем это надо?

Идея создать в интернете полный и общедоступный источник информации о жилищно-коммунальной отрасли всей страны принадлежит федеральному центру. Задумка была фантастическая и благая: полный контроль со стороны заказчиков услуг и полная подконтрольность исполнителей. Ведь ГИС должна аккумулировать в открытом доступе информацию всех игроков рынка – управляющих компаний, ресурсоснабжающих организаций, надзорных ведомств (так называемых поставщиков информации) и даже органов местного самоуправления. О каждом доме! Вот такая «коммуналка» как на ладони в масштабах всей страны.

Проект запустили ещё в 2014 году, и вот уже два с лишним года не могут свернуть с места. Штрафовать тех, кто не успел встроиться в ГИС, то есть зарегистрироваться в системе, а потом и разместить там всю необходимую информацию, собирались ещё с января этого года, но час Х перенесли на январь 2018-го. Этой осенью наш регион отчитался о стопроцентной регистрации в ГИС ЖКХ. Но, как выяснилось,  зарегистрироваться мало. Пока у нас нет ни одной организации, которая сумела бы разместить там полную, с точки зрения законодателя, информацию. Об этом говорили в минувший четверг на заседании комитета по жилищной политике ЗСО, где собрались представители власти управляющих, ресурсрсберегающих, общественных организаций и надзорных органов.

– Практически еженедельно происходит изменение программы, вносятся новые поля для заполнения, возникает множество вопросов и неясных моментов по практической реализации этого продукта, – пояснил ситуацию заместитель директора ООО «Региональный информационный центр», которое взаимодействует с федеральными разработчиками ГИС ЖКХ, Валерий Кандаулов.

О том, что внести корректные данные в систему технически невозможно, говорили и представители ресурсоснабжающих организаций («Ульяновскэнерго», «ЭнергосбытТ Плюс», «Ульяновскводоканал»). Среди проблем – ошибки в самой ГИС, запутанность программы, долгие ожидания ответа на запросы, потому что каждая загрузка информации требует обращения в службу техподдержки. И так, вероятно, по всей стране.

Важно знать! Что ГИС обещает.

  1. Просмотр и оплату счетов за ЖКУ.
  2. Ввод показаний приборов учёта.
  3. Электронное голосование на общих собраниях.
  4.  Контроль за работами и услугами по дому.
  5. Заключение договоров управления и ресурсоснабжения в электронном виде.
  6. Подача обращений в органы власти, управляющие и ресурсоснабжающие организации.
  7. Определение рейтинга управляющих организаций 

Кто заплатит?

– С точки зрения контроля за рынком со стороны государства, наверное, это штука полезная, но у нас так повелось, что все улучшения происходят за счёт граждан, – говорит председатель совета управляющих компаний Ульяновской области, Ильдар Сеюков. – Думаю, что всё это выльется в увеличение тарифа на жилищные услуги в среднем на два-три рубля с квадратного метра. Экономику никуда не денешь. Компания «Аметист» формирует примерно такую же информационную систему, это помогает в работе с собственниками: если возникают вопросы, куда ушли деньги, всегда можно показать, куда конкретно. Но у нас сейчас шесть человек заняты тем, чтобы трансформировать нашу информацию в ГИС ЖКХ.

Наверняка маленькие управляющие компании будут испытывать большие трудности с этим, потому что неважно, сколько домов – много или мало, всё равно потребуется большая работа и дополнительные ресурсы. С тем, что первыми пострадают небольшие управляющие организации, а в первую очередь – ТСЖ и ЖСК, согласен советник губернатора Ульяновской области по вопросам ЖКХ Александр Потапов. У этих организаций нет специалистов, которые могли бы заниматься выгрузкой информации в ГИС ЖКХ, и недостаточно средств, чтобы таких специалистов нанимать. Поэтому они рискуют первыми попасть на штрафы, которые опять же им не потянуть.

Таким образом, институт грамотных и ответственных собственников (известно, что именно они создают ТСЖ) оказался сегодня под угрозой уничтожения. Не исключено, что законодатель просто не придал значение этому важному нюансу.

– Мне приходится много общаться с потребителями жилищно-коммунальных услуг, – говорит Александр Потапов. – И я могу сказать, что в районах области про ГИС ЖКХ никто ничего не знает. В Ульяновске – знает один из десяти. А теперь вопрос: сколько людей смогут воспользоваться этой недешёвой для потребителей услугой?

По итогам большого совещания готовится обращение в федеральные органы с предложением как минимум на год перенести срок введения штрафов за неразмещение информации в ГИС ЖКХ, как максимум – отказаться от федеральной системы в принципе.

Нельзя навязывать

- Замысел вроде был добрый – создать систему информирования о жилищно-коммунальном хозяйстве. Но ГИС ЖКХ в том виде, как она выглядит сейчас, громоздка, нелогична и технически не отработана. Более того – она приведёт к повышению платы за жилищно-коммунальные услуги, потому что больше не на кого возложить расходы по обслуживанию этой системы, кроме как на потребителя, потому что потребитель – это единственный источник доходов как управляющих компаний, так и ресурсников. Управляющие компании (УК) уже несут дополнительные расходы на работу в ГИС, потому что вынуждены для этого создавать дополнительные рабочие места, брать на работу специалистов, а значит, нести дополнительные издержки. Перечень информации о многоквартирном доме, который должна разместить УК, занимает 40 страниц. Это 800 пунктов различной информации, часть которой должна обновляться ежемесячно и ежеквартально. Я пробовал пользоваться этой системой. Пустота! В подавляющем большинстве случаев сведения об МКД, внесённые в ГИС, содержат только адрес дома, год его постройки и площадь. Всю информацию, которую мне ГИС пока только обещает, я могу уже сегодня найти легко и быстро на региональных сайтах. Увы, но пока это вредная система, которая подтвердила, что большой бизнес может рулить государством. По сути, она является коммерческой, такой и создавалась. Разработчики ГИС ЖКХ сделали всё, чтобы превратить её в монопольную систему по сбору платы за жилищно-коммунальные услуги. Но возможность оплатить коммунальные счета посредством ГИС тоже весьма сомнительна, потому что заплатить можно только общей суммой и при условии пятипроцентного комиссионного сбора. Убеждён, что нельзя навязывать ненужную  гражданам информационную систему и наказывать штрафами людей по причине того,

что продукт не готов к использованию по вине её разработчика, - считает председатель комитета по жилищной политике ЗСО Геннадий Антонцев.

Попробуйте прямо сейчас ответить на несколько вопросов:

• Пользуетесь ли вы личным кабинетом на сайтах РИЦ и ресурсоснабжающих организаций?

• Заходите ли на сайт «Реформа ЖКХ», чтобы посмотреть информацию о своём доме, управляющей компании, о том, как продвигается региональная программа капитального ремонта?

• Интересовались, как ведёт сайт ваша УК? Какую информацию она выкладывает и как часто её обновляет?

• Знаете ли вы о существовании портала управляющих компаний Ульяновской области? Если нет, то это может означать, что вам это просто неинтересно или вы не пользуетесь интернетом. И в этом нет ничего особенного: таких потребителей коммунальных услуг очень много. И для них появление ещё одного интернет ресурса с информацией о ЖКХ эту сферу не сделает более прозрачной или открытой. Другой вариант: вы активно пользуетесь перечисленными интернет-ресурсами. Тогда снова вопрос: чего вам в них не хватает и чего вы ждёте от интеграции региональной информации о жилищно-коммунальной отрасли в государственную систему?

Ждём обратной связи.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах