Но финансирование дорог, как выяснилось, и без того было крайне недостаточным.
Правоохранители констатируют, что суммы бюджетных ассигнований, выделенные чиновниками в 2011-2012 гг., явно недостаточны для содержания областных автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения в надлежащем состоянии.
В частности, на реализацию целевой программы «Развитие системы дорожного хозяйства Ульяновской области в 2009-2015 годах» выделено лишь 315 млн. рублей, что составляет 60% от запланированного программой финансирования.
С учетом общей протяженности дорог регионального и межмуниципального значения области (4579 км) фактические траты на их содержание составили: в 2011 г. – 68,8 тыс. руб./км, в 2012 г. – 163,8 тыс. руб./км, тогда как нормативы таких затрат, установленные законом, определены в размере 754 тыс. руб./км.
В итоге, на сегодняшний день асфальтобетонное покрытие 654 км таких трасс (седьмая часть от всей их протяженности) изношено более чем на 70%.
При этом Правительством области даже после вынесения трех судебных решений по искам прокуроров Майнского, Инзенского и Карсунского районов до сих пор не приняты меры к ремонту межмуниципальных дорог «Труслейка – Тияпино – Чамзинка», «Майна – Новоанненковский – Сущевка» и «Карсун – Ростислаевка».
Все это не позволяет обеспечить надлежащее содержание автомобильных трасс и снизить аварийность. На автодорогах регионального и межмуниципального значения в 2011- марте 2012 гг. было совершено 69 дорожно-транспортных происшествий с сопутствующими неудовлетворительными дорожными условиями (каждое пятое ДТП), в которых погибли 30 человек, ранено – 128.
Прокуратура считает, что неудовлетворительное состояние трасс в определенной степени обусловлено уклонением регионального Министерства промышленности и транспорта от реализации полномочий по осуществлению регионального государственного надзора за обеспечением их сохранности.
Так, план соответствующих мероприятий по контролю на 2012 год чиновниками не составлен, соответствующие проверки не проводились, ответственные должностные лица за выполнение данных функций не определены.
Более того, подведомственным Министерству Департаментом автомобильных дорог Ульяновской области в нарушение закона проекты организации дорожного движения разработаны только на 1012 км (или 22%) трасс регионального и межмуниципального значения.
Их отсутствие ухудшает и без того неудовлетворительную пропускную способность и безопасность движения транспортных средств и пешеходов, лишает органы ГИБДД возможности осуществления контроля за наличием или отсутствием дорожных знаков и разметки с целью последующего понуждения эксплуатирующих организаций к их установке.
Не способствует укреплению законности в данной сфере и имеющиеся пробелы в правовом регулировании.
Так, вопреки закону, правительством области до настоящего времени не установлен порядок создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения.
Не регламентирована, и потому не реализуется, процедура взвешивания транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, что лишает бюджет области дополнительного источника доходов.
Все указанные факты стали возможны вследствие ненадлежащего исполнения соответствующими должностными лицами своих служебных обязанностей, что способствует ухудшению нормативного состояния улично-дорожной сети региона, росту дорожно-транспортных происшествий, травматизму и гибели людей.
В ходе проверки было выявлено более 700 нарушений.