В начале сентября на совещании по реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», состоявшемся в Саратовской области, губернатор Сергей Морозов выступил с предложением, которое вызвало бурные дискуссии: упразднить сельские администрации, передав часть функций районным властям, а оставшиеся возложить на сельских старост.
Проблемы есть…
17 октября вопрос эффективности сельской власти стал предметом обсуждения на «круглом столе» в Законодательном Собрании Ульяновской области, на котором собрались депутаты, главы районных и сельских администраций, а также представители общественности. Впрочем, как пояснил председатель комитета по социальной политике, государственному и муниципальному строительству и делам молодежи Игорь Тихонов, вопрос следует ставить шире: не рассматривать сельских старост как альтернативу администрациям населенных пунктов, а всерьез задуматься о том, как повысить эффективность работы органов власти на местах.
Председатель Законодательного Собрания Борис Зотов обратил внимание на то, что наш регион был одним из первых, на территории которого был введен в действие федеральный закон № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Первый же опыт показал, что различные населенные пункты оказались в неравных условиях, и возникла необходимость «выравнивания бюджетной обеспеченности».
Исполняющий обязанности Министра внутренней политики Ульяновской области Игорь Самойлов обнародовал неутешительную статистику: в настоящее время за счет собственных бюджетных ресурсов поселения могут обеспечить чуть более десяти процентов от реальных потребностей. Недостаток финансирования ведет к невыполнению ряда функций поселковых администраций, а это, в свою очередь, штрафные санкции в отношении глав поселений, заработная плата которых и так невелика. В результате, люди, имеющие необходимый опыт и квалификацию, просто не идут на муниципальную службу, что создает кадровый дефицит.
Еще более красноречиво изложила свое видение ситуации председатель комитета по бюджету, налогам и предпринимательству Алсу Балакишиева. Она привела цифры: на 1 сентября 2012 года расходы областного бюджета на содержание местного самоуправления составили 1 миллиард 926 миллионов рублей, причем, 350 миллионов 206,6 тысячи были потрачены на содержание чиновничьего аппарата. Как заявила Алсу Харисовна, с 2004 года стало труднее выполнять наказы избирателей, поскольку областная власть отписывает все новые и новые вопросы на уровень муниципалитетов, а у тех просто нет средств, чтобы их решить. По ее мнению, выход из создавшейся ситуации в том, чтобы передать все полномочия поселений на районный уровень районов, а высвободившиеся средства направить непосредственно на развитие села.
Сначала взвесить – потом решать
Участвовавшие в работе «круглого стола» главы районов и поселений тоже молчать на стали - они единодушно отметили, что в случае передачи полномочий на уровень района для местных жителей будут созданы серьезные проблемы, поскольку за любой услугой людям потребуется ездить в райцентр – к чиновникам, которые далеки от местных проблем. Так что, необходимо, прежде чем принимать какие-либо решения, взвесить все «за» и «против». К тому же, как заметил один из сельчан, каждый специалист в сельской администрации, как правило, тянет шесть направлений работы, и если его убрать, все эти направления «повиснут».
Мнение представителей села было, как говорится, «принято к сведению». Председатель областного парламента Борис Зотов поручил учесть все дельные предложения при подготовке рекомендация по итогам «круглого стола». Ряд рекомендаций уже сформулирован, в том числе - проведение детального анализа качества исполнения органами местного самоуправления своих полномочий, разработка и утверждение критериев подобной оценки, обеспечение мер по повышению квалификации муниципальных служащих сельских поселений.
Подводя итоги обсуждения, Борис Зотов отметил, что Законодательное Собрание готово взять на себя обязательство подготовить обращения в адрес Государственной Думы РФ, в котором будут отражены проблемы и предложения, требующие решения на федеральном уровне.