Большую часть своей жизни Александр Иванович и Наталья Васильевна жили и работали в селе Большие Ключищи.
- Мы переехали сюда в 1975 году, - рассказывает Наталья Васильевна. – На работу приняли сразу же. Муж по специальности врач-терапевт, но приходилось быть и хирургом, и гинекологом. На селе с узкопрофильными специалистами – проблема… Я работала бухгалтером на птицефабрике. После выхода на пенсию Александр Иванович продолжал работать ещё восемь лет, пока здоровье позволяло.
Семь соток преткновения
В 1986 году птицефабрика построила двухквартирный дом для работников больницы. Поселились в доме две семьи врачей – Вьюшкиных и Петровых. В 1994 году хозяева дом приватизировали. Землю под домом и постройками оформили в собственность. А вот с огородом возникли проблемы.
- Землю оформлял сельский совет, - поясняет Наталья Васильевна. – Если человек получал дом, всю землю за домом отдавали ему. И другие врачи получали квартиры точно так же. Да вот беда: у нас дом на две семьи, а посчитали не отдельно на каждую семью, а вместе, и обмер участка сделали неправильно. Получив бумаги на землю, я сразу заметила ошибку и пошла в сельсовет. Там от меня отмахнулись: вы же медики, налоги на землю не платите, какая разница? У медработников тогда была льгота. А потом закон этот отменили, медики стали платить налоги наравне со всеми, и мы как законопослушные граждане решили оформить участок в собственность, чтобы тоже платить налоги – как все. У соседей те же проблемы. Нам надо дополнительно семь соток, Петровым – 4,89. С тех пор уже третий год обиваем пороги различных инстанций. Целую кипу бумаг собрали. А ведь каждая бумажка денег стоит. Только за обмер земли заплатили 8000 рублей. Мы уже могли бы весь участок этими справками выстелить… И в суд подавали, да только проиграли. Надо было предъявлять иск сельской администрации, а мы предъявили кадастровой палате. Адвокат не подсказал. Соседи тоже со своим участком мучаются, не могут оформить. Мы уже устали бороться.
На «АиФ» вся надежда…
- Теперь на «Аргументы и факты» вся надежда, - вздыхают ветераны. – Мы газету уже почти тридцать лет выписываем. Вы стольким людям помогаете. Если вы не поможете – то уж и не знаю, что делать. Ни денег, ни сил нет по судам ходить.
Жизнь старичков не баловала. Военное детство, отец Натальи Васильевны погиб на фронте в самом начале войны, но извещение пришло, что пропал без вести, пенсию назначили копеечную. В 1949-м умерла мама… В четвёртом классе единственный раз ей выделили материальную помощь – 15 рублей. И то учителя возмутились: почему тебе дали?! Есть и хуже ситуации.
- Я вот и думаю: неужели мы не заслужили того, чтобы нам эту землю просто отдали? - удивляется Наталья Васильевна. – Ведь ошибку в оформлении документов не по нашей вине допустили. Мы оба инвалиды второй группы: у Александра Ивановича ноги болят, еле ходит, у меня давление. Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям находится в Ишеевке. Нам туда добираться очень тяжело… Пенсии небольшие, почти половина денег уходит на лекарства. И средств, чтобы свой собственный огород выкупить, у нас нет.