Как же нам всё-таки навести порядок и приучить водителей соблюдать ПДД рассказывает депутат Государственной думы РФ Вадим Харлов.
Под градусом дыма
И. Петров: Вадим Борисович, вы сам страстный автолюбитель, известный ещё и серьезным отношением к проблемам обеспечения безопасности на дорогах, скажите, насколько серьёзна сегодня дорожная ситуация, меняется ли она к лучшему?
В. Харлов: Благодаря более широкому использованию систем видеоконтроля, увеличивается количество зарегистрированных нарушений, растёт число оштрафованных, и количество нарушений сокращается, правда, в существенно меньшей пропорции. Но специалисты полагают, что со временем количество перерастет в качество (регулярные нарушения станут больнее бить по кошельку), и число нарушений начнет уменьшаться более заметными темпами.
Однако, при нынешнем состоянии городских дорог и неспособности властей Ульяновска поддерживать их в нормальном состоянии говорить об устойчивости тенденции к снижению аварийности в нашем городе пока преждевременно.
- Но чем объяснить, что, несмотря на существенное ужесточение ответственности за вождение в пьяном состоянии, число ДТП растёт?
- Здесь я во многом согласен с мнением главы комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ириной Яровой, что отмена нулевого промилле привела к пьянству за рулем и увеличению числа ДТП со смертельным исходом. Не всё из того, что хорошо работает на Западе, можно безоговорочно применять в российских условиях. Слишком разный у нас менталитет. А во-вторых, замена автоинспекторов средствами видеонаблюдения привела к формированию обманчивого мнения о том, что можно садиться за руль пьяным, поскольку шанс быть остановленным предельно мал. Удивительно, но факт: по словам инспекторов, задержанные за пьяную езду зачастую винят себя не в том, что сели за руль пьяными, а что умудрились попасться.
Полагаю, ситуация скоро изменится: с 1 января 2015 года вступила в силу норма закона, предусматривающая при повторном задержании за пьяное вождение или повторный отказ от прохождения медицинского освидетельствования, уже не административную, а уголовную ответственность.
- Есть информация о том, что в Госдуму будет внесен законопроект о запрете курения за рулём, поскольку оно отвлекает внимание от дороги. Как вы относитесь к этой инициативе?
- Эта инициатива из того же ряда, что и запрет на использование мобильных телефонов во время управления автомобилем. Намерение, казалось бы, благое, но абсолютно неработающее. Прежде чем принимать этот запрет, следовало бы выяснить, как можно реализовать эту норму. И ещё: мне неизвестны исследования о том, как, собственно, курение за рулем влияет на аварийность на дорогах, и которые бы однозначно свидетельствовали о необходимости введения такой меры.
Прививка от неуверенности
- Серьёзную озабоченность вызывает рост аварийности общественного транспорта. Только за первые два месяца этого года на территории области количество происшествий по вине водителей пассажирского транспорта увеличилось на 33,3%. Профилактические рейды заметного результата пока не дают. Может быть, Госдуме следует ужесточить наказание для водителей общественного транспорта?
- Мировой опыт свидетельствует, что одним только ужесточением наказания ситуацию не исправить. Следует понимать, что далеко не всегда нарушения водителем правил вождения носят преднамеренный характер. Но в российских реалиях (сложные климатические условия, низкое качество дорог и прочее) мало просто уметь управлять автомобилем. Водителям необходимо прививать такие навыки вождения, которые позволяли бы им чувствовать себя уверенно в любой дорожной обстановке. Выступая недавно на Конгрессе по безопасности движения, я привлек внимание его участников к зарубежному опыту контраварийной подготовки.
С целью снижения количества ДТП и тяжести их последствий, в европейских странах успешно функционируют Центры безопасности, в которых на специализированных трассах моделируются экстремальные дорожные условия, чтобы выработать у водителей навыки предотвращения аварийных ситуаций. Хочу подчеркнуть, что речь идет не об экстремальном вождении, а именно о контраварийной подготовке. О том, насколько действенна такая подготовка, говорит устойчивая динамика снижения количества ДТП в этих странах. Более того, согласно немецкому законодательству, водителю невозможно получить право на перевозку пассажиров и лицензию на управление такси, если он не пройдёт обучение в одном из таких центров. Считаю, подобную систему нужно создавать и нам, и прежде всего, для водителей пассажирского автотранспорта, таксистов, дальнобойщиков. Это поможет улучшить ситуацию на наших дорогах.