К нам вернулся потолок
Итак, почему за общедомовые нужды мы, бывает, платим больше, чем по индивидуальным счетчикам? С первого февраля 2015 года к нам вернулись нормативы оплаты ОДН. Напомним, летом прошлого года «завышенные» нормативы отменили по суду. С тех пор жили вовсе без нормативов. Где-то для восполнения соответствующих потерь с людей все же брали деньги по каким-то загадочным платежным статьям, где-то нет. Теперь нормативный «потолок» установлен вновь, и все встало на свои места. Люди как бы защищены: УК по закону не может взять с жильца больше, чем положено. Однако возвращать ресурсникам средства за поставленное тепло, электричество и прочие блага домоуправленцы обязаны в полном объеме.
Где их брать в том случае, если дебит с кредитом не сойдется? Да, например, из платежей на ремонт и содержание жилья! Со всеми вытекающими.
Откуда берется лишнее?
Откуда же берутся невероятные на первый взгляд цифры в разделе «ОДН»?
Заместитель министра строительства, ЖКК и транспорта Ульяновской области Сергей Носков:
- Первое, что хотелось бы отметить среди причин - это отсутствие синхронности показаний между индивидуальными и «головными» приборами учета. Если показания с общедомовых приборов учета снимают 25-26 числа, то все нормально. Потому что собственники сообщают свои данные тоже примерно в это время. А если это происходит гораздо раньше – ну, например, числа 16 – то получается, большой объем расходов не включается в расчет. И так происходит раз, другой, третий. А потом в определенный момент совпадает время снятия и тех, и других показаний. И тот объем, который раньше был не учтён, разом преподносится людям как оплата ОДН за текущий месяц. Естественно, появляется много вопросов. Собственнику трудно объяснить, что все нормально, что это только сейчас, а потом все нормализуется.
По словам замминистра, недоразумения возникают и из-за неверных показаний счетчиков, которые дают жильцы. Не секрет, что многие предоставляют не истинные, а некие «условные», приблизительные показатели. Иной раз налицо настоящее воровство: магниты и прочие ухищрения занижают показатели приборов учета. Все, что подключено к домовым сетям: магазины, автостоянки, рекламные щиты, оборудование интернет-провайдеров – все это потребляет энергию, которая «чужаками» не всегда оплачивается. Несанкционированное пользование сетями также дает соответствующую нагрузку на оплату ОДН. Среди причин называют также «черные» электросчетчики, оставшиеся в квартирах с незапамятных времен и не отвечающие никаким современным требованиям.
Нужен порядок
Итак, причина большинства подобных «сюрпризов» - элементарный бардак. Председатель Совета многоквартирного дома по улице Рябикова, 40, Светлана Путько рассказала о собственном опыте наведения порядка в учете потребленных услуг. Вначале был шок от полученных счетов, потом – настойчивое желание разобраться, в итоге – построение собственной системы учета.
- Попробовали ввести жесткий контроль за тратами на три месяца, и все увидели результат. Нужно только найти активных людей. Уже два года в нашем доме система работает, - делится Светлана. – За горячую воду платим по ОДН не больше 60 рублей, минимум и за электроэнергию. За холодную не переплачиваем вообще уже четвертый месяц.
Как убедиться в правильности показаний счетчиков? Светлана Путько ежемесячно раздает специальные бланки старшим по подъездам, те ходят по квартирам и сами снимают показания. Разумеется, все синхронизировано со снятием общедомовых показателей представителями УК. Пришлось убедить жильцов поменять свои «хрущевские» электросчетчики на современные. Кажется, иного пути кроме как организованный контроль со стороны собственников – не существует.