Все говорят, что с нового года мы будем платить за ЖКХ еще больше. За что? Сколько можно?
В. Лисицына, Ульяновск
Жилищно-коммунальные платежи вырастут не с нового года, а уже с декабря этого. «АиФ» разбирался, может ли простой житель многоквартирного дома проконтролировать, за что он платит и почему росту платы не сопутствует рост качества жилищно-коммунальной сферы.
С декабря — в общий котел
Официально есть несколько причин, по которым цифры в платежках полезут вверх.
Первая: с 1 декабря жители начнут платить взнос на капитальный ремонт многоквартирных домов (МКД). На сегодняшний день в регионе чуть более трехсот МКД открыли спецсчета, то есть будут копить на ремонт собственного дома и при желании смогут проконтролировать, куда уходят их деньги. Остальным же придется платить в общий котел в надежде, что когда-нибудь (программа рассчитана на 40 лет) очередь дойдет и до их домов. При тарифе 5,2 рубля с квадратного метра обладатель квартиры в 50 кв.м за год по этой статье заплатит 3120 рублей. А с годами размер взноса наверняка будет расти. Примечательно, что город, как собственник жилья (неприватизированных квартир) свою долю в общий котел вносить не собирается: таких денег (18 млн. рублей в месяц) в казне просто нет.
Эксперты прогнозируют риски программы капитального ремонта МКД: отсутствие системы страхования вкладов от инфляции и прочих финансовых неприятностей, софинансирования из бюджетов разного уровня, доступных кредитов, огромный срок реализации капремонта.
«Плётка» для неоприборенных
С 1 января вступает в силу система повышающих коэффициентов для тех, кто не установил индивидуальные приборы учета. Её суть в постепенном увеличении нормативов на коммунальные ресурсы. И если система, утвержденная 306-м постановлением Правительства РФ, предполагает постепенный рост норматива, а значит, платежа, то сейчас в недрах того же правительства рассматривается более жёсткая схема. Если её примут, то тем, у кого не установлены индивидуальные приборы учёта, мало не покажется. По расчетам департамента по регулирования цен и тарифов регионального минэкономики, рост платы за холодное водоснабжение составит со 108 рублей с одного человека вначале 2015 года до 247 рублей к концу года. За горячую воду плата вырастет соответственно с 476 рублей до 1088 рублей.
Так государство стимулирует своих граждан считать коммунальные ресурсы и экономить.
Есть в этом государственном плане очень тонкое место. По закону, индивидуальные приборы учёта обязан устанавливать собственник. Значит, в муниципальных квартирах их должен устанавливать муниципалитет. Заместитель главы администрации Ульяновска Александр Черепан считает, что это нереально. Всего на установку приборов учёта в муниципальном жилье нужно 105-110 миллионов рублей, а на все городское энергосбережение в бюджете-2015 есть только два.
Две русские беды
Третья причина роста платежей в ближайшие месяцы — морозы. Львиная доля в структуре «квартплаты» приходится именно на отопление. По прогнозам, зима ожидается морозная, а, значит, энергетики будут жарить от души, чтобы добиться нормативной температуры в самых отдаленных от теплоисточников домах. Например, в январе прошлого года плата за тепло с октября по февраль выросла в некоторых домах вдвое. Общедомовые счетчики (а они сейчас установлены почти во всех ульяновских МКД) крутились с бешеными оборотами, а люди спасались от жары, открывая форточки. Увы, но температурные регуляторы жидкости (ТРЖ) есть далеко не везде.
И наконец, постоянная статья роста платы — ОДН, до сих пор никому не понятная, не поддающаяся счёту, непредсказуемая. В октябре доля ОДН в плате за электроэнергию у многих сравнялась с квартирным потреблением и даже превысила его. Как такое может быть? Однозначного ответа нет, ответственные ведомства, как заклинание, повторяют: с каждым случаем надо разбираться индивидуально. Одни, действительно, разбираются. Другие (целыми домами!) просто игнорируют счета. А третьи — самые дисциплинированные — платят и за себя, и за тех, кто игнорирует, потому что ОДН — это, проще говоря, убытки. И надо же их кому-то покрывать.
Мнение эксперта: сколько надо калькуляторов?
Виктор Сакун, директор Ульяновского филиала ООО «Региональный информационный центр»:
- Нанимателям и собственникам встроенных и пристроенных помещений в многоквартирных домах надо запретить заключать отдельные договоры с ресурсоснабжающими организациями. Например, в доме по №8 по улице Гончарова на первом этаже — магазин, поликлиника, загс, а прибор коммерческого учёта — один на весь дом. У собственников и нанимателей помещений на первом этаже - прямые договоры с ВоТГК. А собственникам квартир и квартиросъёмщикам начисления производит управляющая компания. Причем управляющая компания не знает, какой счет энергетики выставили своим абонентам во встроенных помещениях. Информация о начислениях должна быть в одних руках, двух калькуляторов в доме быть не может.
У многих магазинов, ателье и др., расположенных в МКД, нет договоров на вывоз ТБО, хотя они несут свой мусор на контейнерную площадку многоквартирного дома. В результате перевозчики говорят, что объемы мусора большие, и ставят вопрос о повышении тарифа. В домах, где есть встроенные помещения, собственники и наниматели должны заключать договоры с УК - и на вывоз ТБО, и на благоустройство, и на коммунальные ресурсы.
Мнение власти: зачем создавать ТСЖ?
Григорий Калёнов, депутат Городской Думы:
- Проблема в том, что мы никак не можем определиться, какая у нас модель ЖКХ. Хотим, чтобы было государственное регулирование, но не хотим отказываться от частной собственности. Но постепенно всё-таки движемся к частной модели. Два года назад, когда мы в округе создавали клуб председателей советов домов, в него входили, как правило, пожилые люди. Сейчас - все моложе 55-ти, активные, любознательные, готовые изучать законодательство. Почему-то — в основном женщины. Качество услуг в домах, где есть такие председатели, отличается в лучшую сторону. Например, в большинстве девятиэтажек уже стоят пластиковые окна в подъездах.
Вообще там, где люди осознали себя собственниками, надо создавать ТСЖ., потому что совет дома — на самом деле структура, ничего не решающая. Настоящие решения может принимать только юридическое лицо — ТСЖ. Но создавать товарищества можно пока не во всех домах, даже при высокой сознательности собственников. Эта форма управления жильем хороша там, где выполнена значительная часть работ по капремонту дома или есть решения суда по капремонту, а также в новых домах.
Мнение эксперта: как заставить УК слушать жалобы?
В нашем многоквартирном доме по ул. Камышинской, 43 в октябре за ОДН по ГВС всем начислили огромные суммы. Скорее всего, причина больших начислений — текущие трубы в подвале. По поводу труб мы обращались в управляющую компанию. Она мер не приняла, а потери раскидала на жильцов. Как должны действовать собственники, чтобы их проблема была решена?
Жильцы дома по ул. Камышинской, 43, 40 подписей
Отвечает директор Контакт-Центра при главе города Денис Седов: «В действующих Правилах предоставления коммунальных услуг есть положение, по которому потребители коммунальных услуг должны оплачивать расходы на ОДН в размере, не превышающем установленный норматив. Однако, в Ульяновской области, в связи с отменой нормативов в суде, сложилась ситуация, когда норматива нет, а значит, ОДН могут начислять без ограничений. Этим и могла воспользоваться управляющая компания, обслуживающая дом. Что делать жителям? Надо письменно обратиться в свою УК. Первое - с заявлением о необходимости ремонта инженерной системы (например, в течение месяца с момента получения заявления). Второе — с просьбой предоставить информацию о порядке начисления ОДН. УК обязана дать вам официальный ответ. Если результат вас не устроит, надо обращаться в суд с требованием об устранении недостатков в содержании общего имущества (в частности, ремонта системы ГВС в подвале дома) и с требованием признать незаконными начисления платы за ОДН. Кроме того, потребитель может обратиться в инспекцию Главрегионнадзора по Ульяновской области (бывшая жилищная инспекция), которая как орган государственной власти области может выдать предписание управляющей компании об устранении нарушения. Со своей стороны «Контакт-центр» всегда готов помочь в обследовании инженерных сетей дома, подготовке искового заявления и вместе с потребителями отстаивать их позицию в суде. Справки по тел. 737-911.
Свежий взгляд: Почему у нас тепло втридорога?
Россияне не должны жить в страхе, что завтра не смогут заплатить за отопление в своей квартире.
Геннадий Дёмочкин, литератор, автор серии книг «Антология жизни»:
- Я летом платил за квартиру около пяти тысяч. А в октябре мне уже начислили десять тысяч рублей. Размер платы вырос за счет отопления. Получается, что для россиян российские источники энергии — нефть, газ, обходится втридорога. Недавно поднял для своих исторических изысканий квитки моей мамы по оплате «коммуналки» в 60-70-е года. Суммы в них — от двух до четырех рублей. Критикуем советскую власть, но получали от нее бесплатное жилье с символической платой. А сейчас квартплата очень серьезная статья расходов для любого семейного бюджета. Для многих семей — большая проблема. Я со своими «бешеными» заработками — почти постоянный должник.
Лично у меня нет желания выяснять и копаться в платежках, перечнях услуг. Есть такое старое русское слово - «сутяга». Это о человеке, который никому и ничему не верит, готов судиться из-за каждой ерунды. Жизнь в России последние 20-25 лет нас упорно превращает в сутяг. За эти годы нас много раз обманывали — и государство, и частные фирмы. И мы уже привыкли не доверять — ни власти, ни бизнесу и даже друг другу. На мой взгляд, это огромная бомба, заложенная под страну. Должно быть доверие! При советской власти существовало понятие «госцена», оно было синонимом справедливости и стабильности. Сейчас оно исчезло, и всё, что касается ценообразования, - зыбко. Если мы выбрали рыночный путь, то, наверное, так и надо, но в каких-то главных вещах государство должно быть и гарантом, и контролером. В самой холодной стране мира, какой является Россия, цены на газ, бензин, электричество — вопрос политический. Они должны быть под контролем государства.