Прошлогодняя корзина «весила» в рублях чуть меньше сегодняшней - 2433,53 рубля против 2684. В этой разнице, конечно же, замешан и рост цен на продукты питания, который, по словам регионального министра экономики и планирования Олега Асмуса, опережает рост инфляции.
Тайна, покрытая гречкой
В известной мере ценники в магазинах перерисовываются в сторону увеличения по причине российских контрсанкций Евросоюзу. Как тут не вспомнить сюжеты о польских фермерах, вынужденных гноить продукцию, поскольку львиная доля экспорта приходится на Россию, которая ввела эмбарго на поставку овощей, фруктов и ряда других продуктов из стран ЕС.
И, действительно, не намного (0,1-1,5%), но уже подорожали некоторые фруктово-овощные позиции в местных супермаркетах и на рынках. Однако причиной настоящего ажиотажа уже в который раз стала ситуация с гречневой крупой, которая с октябрьской цены в 35 рублей за килограмм в ноябре допрыгнула до отметки почти в два раза большей. УФАС не усмотрел в росте цен признаков спекулятивного сговора, в то время как минсельхоз придерживается противоположного мнения. Кто здесь прав?
Ажиотажный спрос на гречневую крупу может стать началом цепочки подорожания и других продуктов, макарон и др. хлебобулочных изделий. Так предполагают независимые эксперты. Зато местному правительству удалось сдержать цены на свинину, варёную и полукопчёную колбасу, молоко, мороженую рыбу, рис, сахар. Однако оптимизм минсельхоза не разделяют рядовые покупатели, отмечающие, что, к примеру, с теми же рисом и сахаром не всё так однозначно – цены разнятся существенно, и есть риск провоцирования ажиотажа, подобного гречневому.
Кодекс как таблетка?
Нынешние меры, принимаемые властями, конечно же, не рассчитаны на сиюминутный результат, как, впрочем, и отчасти спорны на предмет эффективности. Ту же гречку на сельхозярмарках рекомендовано продавать по цене не выше 28 рублей. Но где гарантии, что эти рекомендации будут выдерживаться продавцами? Также неоднозначно воспринимаются и решение увеличить в два раза площади под посевы гречихи. А вдруг неурожай?
Конечно, цены можно «заморозить» - согласно федеральному закону «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Но лишь в том случае если они за месяц переползут планку роста в 30%. Определённый оптимизм вселяет недавнее подписание резолюции о присоединении Ульяновской области к Кодексу добросовестных практик поставщиков и ритейлеров. О том, насколько это укрепит региональную продовольственную безопасность, рассказал зампред областного правительства Александр Чепухин:
«Присоединение к Кодексу - шаг на пути обеспечения продовольственной безопасности региона, развития конкуренции на потребительском рынке, сдерживания цен на продукты питания и более полного удовлетворения потребностей покупателей в качественных товарах по доступным ценам».
Что ж, ловим вас на слове, Александр Викторович. И будем, как говорят в Одессе, поглядеть…