В июле прошлого года «АиФ» рассказал о небольшом селе в Мелекесском районе (статья «Притяжение Ерыклинска» в №30 за 27.07.2016 г.), которым заинтересовались филологи из санкт-петербургского университета – настолько интересный материал о нём они обнаружили на школьном сайте retro-eriklinsk.ucoz.net. Нынешнее интервью – знакомство с героями малой родины, которые заботятся не только о сохранении её истории, но и о сегодняшнем дне.
Не говорят «нет»
– Марина Александровна, за последние 25-30 лет жизнь села очень изменилась. А как менялась ерыклинская школа?
– У нас относительно новое здание. Его построили в 1996 году. Тогда в школе было 120 учеников, потому что после распада Советского Союза много семей с детьми приехало из Казахстана, Узбекистана и других республик. Но потом ни совхоза, ни рабочих мест не стало, и люди разъехались по другим местам. Сейчас у нас 35 учеников. Школа теперь малокомплектная, девятилетка, хотя раньше была средней.
В нашем здании – клуб, сельская библиотека. Школа – культурный центр, больше ничего нет. В Ерыклинске чуть больше трёхсот постоянных жителей, весной и летом приезжают дачники. Трудоспособное население есть, но работать здесь негде.
– В чём особенность детей из таких небольших сёл?
– Наши, ерыклинские, дети никогда не говорят «нет». Вот это главное! Ведь они самые первые помощники во всём. Школу убирать – это вроде само собой разумеется. Но вот поговорили с ними, что на сельском кладбище много могил, за которыми никто не ухаживает, и это нехорошо. Только спросили: «А вы с нами пойдёте?». Может, им и не хочется что-то делать, но если учитель готов браться за дело вместе с ними, никогда не откажутся, пойдут с радостью. Надо, чтобы и отдыхать, и работать было интересно, поэтому учитель должен всё делать вместе с детьми.
В мае, работая на кладбище, мы обнаружили могилу неизвестного лётчика. Ни фамилии, ни имени нет, есть только фотография, на которой молодой красивый парень в шлеме лётчика, а ещё изображение самолёта внизу. Дети очень заинтересовались, что это за лётчик, какая у него судьба, и мы развернули поисковую работу, расспрашиваем старожилов об этой могиле. Пока никто ничего вспомнить не может. Была у нас бабулечка 99 лет, мы к ней ходили, она нам много рассказывала и о селе, и о людях, и том, как церковь разрушали, и о святом источнике. Может быть, она что-то и вспомнила бы, да весной умерла. Но мы ещё не всех обошли. Начнётся учебный год, будем к ветеранам заходить почаще. Может, что-то и выяснится.
– Ветеранам помогаете?
– Конечно! И наш знаменитый святой родник благоустраиваем – красим, чистим, убираем. Дел в селе так много, что приходится выбирать, за что браться. И дети думают, какие дела никто, кроме нас, не сделает, а потом сами их предлагают. Это уж, согласитесь, по-хозяйски.
Им это интересно
– В городе родители часто возмущаются, когда школьников привлекают к труду. Ссылаются на закон. Как у вас?
– И у нас такое было. Но наши родители изменились. Они видят, что детям это интересно. Мы ведь работаем весело – с песнями, кричалками, сопелками. Поработаем, отдохнём, поговорим, в школу вернёмся – чаю попьём, в газету заметку напишем.
– Получается, у сельского учителя увеличенная нагрузка. Вряд ли вам доплачивают за эту внеклассную деятельность. У вас в школе не возникает популярная сегодня тема: «Я этого делать не буду, потому что мне за это не платят»?
– Всё ведь от человека зависит. Наша завуч Надежда Валентиновна Ленникова вырастила своих двоих детей и восемь приёмных. И энергии у неё на всё хватает – и на дом, и на работу. Я скажу только одно: единомышленников и помощников у меня много, причём не только среди учителей. Например, заведующая сельской библиотекой Надежда Картушина берёт книжки и идёт к пожилым людям, которые уже из дома не выходят, вслух читать. Дети просятся идти с ней. Им это интересно.
Вот вы говорите об оплате… Как-то летом мне ребятишки сказали, что заходили к нашему фронтовику Фёдору Кузьмичу Моисееву, порядок навели у него и во дворе, и в доме. И это без напоминания, без инициативы учителя. Сами! Вот такой отклик на нашу работу – очень серьёзное вознаграждение. А как гимн поют!
– В чём сложности и преимущества малокомплектной школы?
– С одной стороны, в классе, где много детей, интереснее учиться. Но зато в большом
классе легко потеряться, оказаться не у дел. А у нас не получится. У нас ученики все как
на ладошке. У каждого находим таланты. Если не в первом классе, то во втором – обязательно. Наши дети и танцуют, и поют, и рисуют, даже если сначала не верили, что у них это получится.
В малокомплектной школе непросто учителям – приходится вести по несколько предметов. Я, например, по первому образованию учитель начальных классов, потом окончила естгеофак педуниверситета, но пришлось ещё учиться, чтобы вести уроки русского языка и математики…
Сейчас в школе девять учителей. Две прекрасные женщины, учителя немецкого языка и химии-биологии, приезжают к нам из Димитровграда. 160 рублей они тратят на дорогу, в шесть утра уже уходит их маршрутка в Ерыклинск. А ведь им уже за семьдесят.
Преподаватель физики и математики приезжает к нам из села Рязаново, которое ещё дальше от нас, за Димитровградом. Все они могли бы работать и в других школах, учителя везде нужны, но выбирают Ерыклинск. Святые женщины, каждый день могу говорить им спасибо, и то мало будет.
– Вы думаете о том, что вашу школу могут закрыть?
– Когда я только начинала работать директором, об этом говорили часто. А потом политика резко изменилась. Президент сказал, что надо поддерживать маленькие школы. Три года назад нас перевели в статус малокомплектной школы, и мы стали получать особое финансирование. И теперь живём...В этом году купили новые парты, школьные доски в каждый класс.
Я чувствую, что и глава района, и глава поселения нас поддерживают. Понимают, что не будет школы, и села не будет. Неподалеку от нас были прекрасные сёла – Лопата, Кипрей, Сосновка, но… почти ничего от них не осталось. Умирают.
– Но ведь кто-то скажет, что и маленькое село, и маленькая школа скорее пойдут на убыль, чем возродятся. И нужно ли пытаться их сохранять в таком случае?
– Очень нужно! Иначе откуда возьмутся такие добрые, ответственные, трудолюбивые дети? Именно у нас растут настоящие патриоты. Наши ребята в соцсетях заводят странички о своём селе, и такие чудесные фотографии выкладывают. Именно красивые виды, а не то, что плохо, неустроенно…
А видели бы вы, как мы гимн поём. Чуть не плачем. Из трёх интерпретаций гимна России ребята выбрали рок-версию (мелодия та же, но в ускоренном темпе). Когда нашли её в интернете, сказали, что разучат и так споют гимн, что все Россию полюбят.
– О чём мечтают ваши дети?
– Мечтают вернуться в школу. Кто-то говорит: вот стану учителем – обязательно приеду сюда работать. Кто-то планирует разбогатеть и помогать школе. Но… не возвращаются. В этом году две девочки окончили педучилище, но хотят жить и работать в городе.
Ерыклинск – прекрасное село, местные жители его очень любят и помнят всю жизнь. Многие возвращаются, но в пенсионном возрасте. А нам так нужна молодёжь!
– С каким настроением вы начинаете новый учебный год?
– С радостью. У меня девиз: «Мы всех победим!». Если у учителя хорошее настроение, если он готов придумывать что-то новое, ставить цели и их добиваться, то ученики обязательно будут рядом. Такая школьная жизнь всем интересна.