«АиФ» пообщался с Алексеем на темы далёких звёзд и человеческой близости, выяснив, что нашу молодёжь несправедливо считают легкомысленной, бездумной и лишённой высоких целей. Чего стоит факт двух высших образований нашего собеседника. Второе - финансовое, говорит он, получено в утилитарных целях, чтобы по жизни не быть обманутым банкирами и прочими кредиторами.
О квазарах и материи
- Алексей, прежде всего, могли бы вы расшифровать мне то, чем занимались в немецком университете: «общая стратегия расчёта для частичного полного светового конуса в стандартной космологии с холодной тёмной материей и доминирующей постоянной лямбда»?
- Ну, а что тут непонятного…
- ???
- Хорошо, сейчас попробую… Хотя это трудно объяснить тому, кто с общей теорией относительности мало знаком…
- Я вот совсем не знаком… Как быть?
- Моя работа касается измерения сверхдалёких расстояний. Например, до квазаров, галактик. В этом смысл моих исследований.
- Но, насколько мне, дилетанту, известно, учёные умеют это делать, не так ли?
- Есть принятая модель, используемая астрономами для вычисления расстояний. И они думают, что наша Вселенная представляет собой равномерное распределение материи. И в определённых случаях эта модель работает. Но когда дело доходит до очень больших расстояний – она даёт сбой. Вот этот сбой я и пытаюсь устранить, в этом и заключается моя работа. Хотя это не я придумал – я «стою на плечах» профессора Зельдовича, первым в 1964 году отметившим неоднородность Вселенной.
- А давно вы вообще увлеклись астрономией?
- Вы знаете, я далёк от астрономии.
- Как это?!!
- То, чем я занимаюсь, называется космологией. Так что я не порчу себе зрение смотрением в телескопы. Я – теоретик.
О камнях и щёчках
- М-да, столько откровений за пять минут… А давайте пока спустимся на землю. Много ли очевидных различий бросилось в глаза там, в Германии? Взять для начала хоть университет и его студентов…
- Ну, во-первых, следует понимать, что тамошнему университету на 350 лет больше, чем нашему городу. И любой кирпичик или бордюрчик там имеет свою интересную историю…
- Но ведь и симбирские бордюры имеют весьма увлекательное происхождение…
- Понимаю (смеётся). Но я о другом. Понимаете, по камням Гайдельберга можно изучать историю цивилизации, а не тьму и глушь. И потом, если уж мы о различиях, Гайдельберг – научная провинция, а мы – провинция без науки. Я не конкретно про Ульяновск говорю, а о стране в целом, уж не сочтите меня антипатриотом.
- Ясно. А что люди? Как налаживалось общение с «аборигенами»?
- Люди? Люди улыбаются. Все. Всегда. Поначалу я даже нечто сродни культурному шоку испытал. У нас ведь народ обычно смурной ходит. А там нет. Первый месяц ко мне даже подходили – спрашивали, не помочь ли чем, - настолько «задумчивое» лицо у меня было. А в магазинах, увидев меня, погружённого в мысли, иногда выходил управляющий и спрашивал: «Что-то не так? Будете писать жалобу?». Вот такие различия. Так что пришлось учиться носить улыбку, дабы не прослыть убитым горем человеком. Хотя у немцев выглядеть «слишком радостным» тоже не принято, а среди европейцев они вообще имеют репутацию «самой недовольной» нации. А вот русских там вычисляешь мгновенно!
- Каким же образом?
- Особенно девушки в глаза бросаются – их замечательные щёчки…
- А что, у немок они отсутствуют?
- Видите ли, даже не будучи антропологом или физиономистом могу сказать, что такие милые щёчки есть только у наших соотечественниц – это характерная черта. А физиономии тамошних фройляйн более скуластые, какие-то геометрические, грубоватые, что ли.
О теннисе и сексе
- Вы так поэтично описали русских девушек, что у меня навернулся вопрос: это общие наблюдения или есть здесь что-то личное?
- Если вы о том, есть ли у меня девушка, то… (задумывается) … я открыт для общения. Можете даже написать: разыскивается девушка (смеётся).
- И какие требования к кандидаткам?
- Возраст - 18-20 лет. И чтоб не умничала. И – боже упаси! – не занималась наукой. Я не смог бы делить профессию со второй половинкой. Хотя у многих это получается. А вообще большинство друзей моих определились как раз в сторону семьи. Я же сделал выбор в пользу науки. Считаю, что лучший возраст – от 22 до 30-ти, и расслаивать его на кучу мелочей – расточительно.
- Разумно. Но с одной стороны. А с другой – никто ведь не отменял, скажем, либидо…
- Ну не всё же так категорично, конечно. Я тоже человек. Могу и встретиться с кем-то, и в кафе с друзьями посидеть. Хотя методы перенаправления сексуальной энергии давно известны. Я, например… играю в теннис. По нечётным дням недели, из-за чего встаю на час раньше обычного – в шесть утра. Очень помогает. А ещё я страстно люблю фотографировать. Это настолько поглощает, что иногда несколько часов вылетают как одна минута. Так что любовь в каноническом понимании мною пока не овладела, и мне некому раздаривать себя.
- Но звезду любимой, ежели таковая всё же встретится, достать и подарить сможете?
- Я смогу её открыть в честь прекрасной дамы. Для этого необязательно видеть звезду – достаточно её вычислить. Я же теоретик, если помните.
О кризисе и гороскопах
- На каком языке вы больше разговаривали в Германии?
- Наверно, всё же, по-немецки. Разговорным я владею неплохо, хотя и хуже чем английским, но в магазинах и на улицах меня частенько за немца принимали. А когда узнавали, что я из России – нередко переводили тему разговора на украинский кризис.
- В каком смысле?
- В самом что ни на есть прямом: Россия – агрессор. В массе своей немцы уверены, что мы напали на Украину, насильно оттяпали Крым. Больше того, у европейцев есть мнение, что максимум через 50 лет Китай может провести на территории нашего Дальнего Востока референдум по «крымскому сценарию» - и объявить своей территорией. Впрочем, это уж очень теоретически.
- Однако на практике украинский кризис реально делит людей!
- Увы, это так. Мой двоюродный брат, с которым мы были довольно близки, живёт в Кировограде и имеет в себе весьма антироссийские настроения. Хотя лично я считаю, что Украина сама по себе опережает всех по скорости скатывания в ад.
- Но некоторые астрологи предсказывают скорейшее установление мира на Украине и выход из экономического кризиса…
- Астрологи? Я вас умоляю! Вы что, правда, верите в астрологию? Нет, я тоже очень хочу мира на Украине, у меня там немало близких людей. Но это дело политиков - астрология тут ни при чём! Это же не наука, а скорее коммерческий проект! Самое смешное, что зодиакальный круг за пять тысяч лет существования астрологии сместился так, что все эти созвездия не имеют никакого смысла. Вот вы, скажем, рак? Ничего подобного! Вы уже давно кто-то другой. Но думаете, что рак – и стараетесь жить по гороскопу. Простите, но это смешно.
- В таком случае жду от вас прагматического пожелания нашим женщинам накануне 8 марта.
- Как я уже говорил, наши девушки, женщины – самые милые в мире. Пускай таковыми и остаются.