Примерное время чтения: 10 минут
1679

Эльмира Юнусова: «Валенки - вне времени и над модой»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 8. АиФ - Ульяновск 8 18/02/2015
Из личного архива Э.Юнусовой / АиФ

Бывает так, что хобби постепенно становится делом всей жизни. Как у нашей сегодняшней гостьи Эльмиры Юнусовой. Окончив технический вуз, она, тем не менее, всегда тяготела к творческой работе – чем и занимается в составе семейного предприятия.

На сегодняшний момент она по уши влюблена в овечью шерсть и собачий пух. Точнее в процесс изготовления из них разных полезных вещей, основное место в ряду которых занимают валенки.

Облака, белогривые овечки...

А. Балаев: Эльмира, объясните мне, несведущему, неужели валенки пользуются спросом в 21-м веке?

Э. Юнусова: Ещё как пользуются! Валенки не то чтобы не выходят из моды – они из тех вещей, которые «над» модой, у них особое место не только в утилитарном смысле, но в историческом и даже культурном.

- Но в быту, видимо, их используют разве что сельские жители?

- Я тоже так думала. Действительно, спрос на валенки у сельских жителей, я бы сказала, более предсказуем, если учесть, что зимы в наших широтах далеко не ласковые и длятся по полгода, а коммунальные службы и в Ульяновске – и то со снегом и льдом не справляются, что уж говорить о деревне… Но и городские жители покупают валенки. Особенно для деток. Все три года, что мы занимаемся валенками, немалая их часть делается именно для них.

Досье «АиФ»
Эльмира Юнусова. Родилась 10 марта 1986 года в посёлке Чуфорово Вешкаймского района. В 2007 году закончила местный политех (экономико-математический факультет). Ранее, в 2006-м, открыла семейное дело по производству столярных и деревянных конструкций. С 2012-го вместе с семьей занимается развитием производства валеных и шерстяных изделий в Цильне. Также работает в отделе сбыта одной из ульяновских компаний.

-  А в чью голову влетела идея производить валенки?

- В папину. Он у нас вообще генератор идей. За что бы ни брался – всё у него получается. Кстати, и в валенках он уже ушёл далеко от фабричных производителей. Его валенки не «садятся». Помню, кто-то из его коллег не без зависти сказал: «И как это Кайюмыч так валяет, ума не приложу!».

- А как их, кстати, валяют, если вкратце?

- Ну, если в двух словах, то овечью шерсть пропускают через чёску, такое устройство из круглых щёток, соединённых на манер шестерёночного механизма. После чёски шерсть становится большим «облаком», из которого потом прессуются валенки. Но это очень упрощённый рассказ, как вы понимаете, а детальный занял бы всю газету мелким шрифтом.

Эрнст, Сваровски, Роднина

- Ваши ставшие уже знаменитыми дизайнерские валенки…  Кто это придумал?

- А вот это моя идея. Как-то подумалось, что валенки достойны быть более красивыми. И пошло-поехало. Впрочем, нет, не сразу. Сначала я познакомилась с дизайнером Наташей Аникиной. Раньше она занималась иконописью. Оставшись на тот момент без работы, она откликнулась на моё объявление в интернете. Вот так я обрела верного друга и потрясающего профессионала, а Наталья весь свой талант переключила с божьих ликов на голенища валенок.

- Каким образом декорируются обычные валенки, становясь произведением искусства?

- Это либо вышивка, либо нанесение рисунка жидким акрилом. Идеи орнаментов иногда придумываются нами, а порой  это – желание заказчиков. Мы можем расшить их хоть бриллиантами Сваровски – не проблема.

- И что обычно заказывают?

- Ой, разное, это дело вкуса. К примеру, Константину Эрнсту…

- Кому-кому? Эрнсту? Я не ослышался?

- Не ослышались (улыбается). Год назад, на его день рождения нам был сделан заказ одной его знакомой. Она попросила изготовить для него валенки, кажется, сорок третьего размера, с изображением гербов СССР по бокам. Позже мы узнали, что Константин Львович был в неописуемом восторге. Как, впрочем, и Ирина Константиновна…

- Простите, а кто это?

- Ну как же! Ирина Роднина – легенда фигурного катания.

- Вы и ей валенки умудрились продать?!!

- Нет - это был подарок. Его  Родниной сделал  на выставке в Москве наш губернатор Морозов, где наша продукция присутствовала в числе произведений других наших коллег – ульяновских ремесленников. Олимпийской чемпионке очень понравилась традиционная зимняя обувь. Ну а мы очень гордились. Шутка ли – плоды трудов нашей семьи стали презентом от лица всего региона!

- Стало быть, география «путешествий» ваших валенок вышла за пределы области?

- Давно. И далеко. Наши валенки покупали жители Европы и даже… Кувейта! На Ближнем Востоке, как вы понимаете, практического применения валенкам найти невозможно, но женщина, которая приобрела пару дизайнерских валенок, имеет русские корни – и, видимо, таким образом потешила свои ностальгические порывы. Да, чуть не забыла! Валенки нередко покупают у нас заводчики собак, у которых мы покупаем собачий пух.

Верхом на собаке

- Постойте, вы же говорили про овечью шерсть, и вдруг – собачий пух. Вы что, и из него валенки делаете?

- Да, почему вас это удивляет? Конечно, делаем, но в пропорциях – примерно пятьдесят на пятьдесят – с овечьей шерстью, поскольку стопроцентная «собака» может давать различные осложнения, причём не только для аллергиков. Но с добавлением «собаки» валенки становятся гораздо теплее. И потом, мы ведь производим не только валенки. Сейчас уже запущены в производство специальные матрасы, коврики для инвалидных колясок и чехлы на автосиденья,  которые уже оценили дальнобойщики – говорят, «верхом на собаке» и ехать легче, и устаёшь меньше. А недавно мы приступили к производству напульсников на запястья и щиколотки, которые нормализуют давление лучше всяких таблеток. Испробовано на себе.

Валенки для Константина Эрнста. Фото: АиФ/ Из личного архива Э.Юнусовой

- Но к валенкам, наверное, всё же ближе овечья шерсть? Традиционнее, что ли…

- Да, но на валенки годится шерсть не любой породы овец. Русская и романовская, пожалуй, идеальны для валенок, чего не скажешь о других, чья шерсть сваливается гораздо хуже, отчего ощутимо страдает качество и продолжительность носки. У нас в семье есть пара валенок, которым уже двенадцать лет – и они целы! А ведь в них постоянно ходят. Мастер, что их изготовил, в своё время и давал первый мастер-класс валяния моему отцу. Сейчас, кстати, таких мастеров становится всё меньше, а передать своё ремесло им, по сути, некому – молодое поколение не интересуется ремёслами по большому счёту.  А нас с сестрой Лилией родители воспитали иначе, приучив к тому, что главный человек – не продавец, а производитель. Наверно, поэтому я и люблю то, чем занимаюсь – мне жутко нравится что-то производить, то, что можно увидеть, потрогать, понюхать. Тем более что молодым людям нынче нелегко найти работу, реализоваться, мне же, благодаря родителям, эта проблема неведома.

Кстати, про «понюхать». Овечья шерсть в больших количествах, а тем более в закрытом цехе, источает запах, мало похожий на парфюм. Вы ж понимаете, что овечки не ходят в душ, как мы. Многие из-за этого и бросали это дело почти сразу же. Так что для того, чтобы серьёзно работать с шерстью, надо не замечать её специфического запаха, а лучше – полюбить его.

P.S. I Love You*

- Вы так часто произносите слово «любовь». Это важно для вас?

- Более чем! Я очень люблю своих близких – папу Фатиха Кайюмовича, маму Надию Вякильевну, которая скрепляет семью, сестру Лилию, она художник и тоже расписывает валенки. Они не просто моя семья – а гораздо больше. Нас ведь не только кровные узы соединяют – нас объединяет общее дело. Мне кажется, что семейные предприятия должны особенно поддерживаться государством. Потому что в них люди «не собачатся», не выясняют отношения, не подсиживают друг друга, а, наоборот, всячески помогают и поддерживают - и всё это – залог качества работы. Не верите – просто посмотрите на такие предприятия и сами  убедитесь в правоте моих суждений.

- Иными словами, вы утверждаете, что принцип семейственности способствует развитию малого бизнеса?

- Конечно! Можно, разумеется, нанимать работников со стороны (это у нас в перспективе дальнейшего расширения), но костяк должен состоять из близких друг другу людей, которые понимают друг друга с полуслова, ведь это экономит время на ненужные объяснения.

И потом, одно дело – уважать начальника, и совсем другое – любить и гордиться им. Как я люблю и горжусь своими родителями. Знаете, мне иногда непонятно – когда отец спит, и спит ли он вообще. Он, наверно, и во сне что-нибудь изобретает. А мама всегда была скрепой в нашей семье – как в работе, так и быту. И я ещё раз хочу признаться им сейчас в любви, тем более что скоро День всех влюблённых (интервью Эльмира давала накануне праздника. – Ред.) А 14 февраля в Москве одна красивая молодая пара будет сочетаться браком… в моих валенках. Но я отвлеклась. Мама и папа, я вас люблю! За всё, что со мной случилось в жизни и за то, что ещё произойдёт. Ну, и за валенки, конечно.

Олимпийская чемпионка Ирина Роднина с удовольствием сменила коньки на цильнинские валенки. Фото: АиФ/  Анна Паркова

*P.S. I Love You – одна из самых известных песен The Beatles, которым, по одной из легенд, однажды поклонники из СССР прислали посылку с валенками

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах